О некоторых последствиях проекта PRISM
Любой скандал, сколь бы громким он не был, имеет свойство претерпевать качественные изменения. Поэтапный характер скандальных подробностей не мешает трансформации эмоционального возмущения «Так вот оно как, оказывается...» в рационально-прагматичное «Ну и что делать-то будем?».
В случае c инициированным Э. Сноуденом потоком разоблачений о проекте PRISM такая фаза уже началась. Она обсуждается в штаб-квартирах транснациональных корпораций и на уровне личного общения. Она выражается в публичной реакции властей стран, оказавшихся объектом пристального изучения американского Большого Брата. Изучения довольно наглого, без оглядки на суверенитет, юрисдикцию, свободу частной жизни, соблюдение корпоративной этики и прочую правозащитную чепуху. Изучения многопрофильного, подробного, годами осуществлявшегося под девизом «Дядюшка Сэм лучше знает, что такое хорошо и где у вас тут плохо, несмышленыши!». Для глобально-сетевого шпионского проекта PRISM фазовый переход «Удивление--Возмущение--Реакция» происходит на наших глазах, некоторые его аспекты достаточно очевидны.
Напряженность между Евросоюзом и США ввиду «дружеской» прослушки американским спецслужбами официальных представительств ЕС в Нью-Йорке, Вашингтоне и Брюсселе может повлечь долгосрочное и серьезное охлаждение отношений внутри НАТО. Какое уж тут евроатлантическое единство, если заокеанскому партнеру оказалось мало доступа к электронной почте и к данным компьютеров еврочиновников? Если слежка посредством исследования серверов и баз данных была дополнена установкой автономных «жучков от АНБ» в кабинетах высокопоставленных должностных лиц ЕС? Ближайшей жертвой разгула «шпионской вольницы» может стать столь активно продвигаемый Б. Обамой проект беспошлинной трансатлантической торговли между ЕС, Канадой и США. Это уже не просто заклинания в стиле «Фу-уу, как некрасиво, прекратите немедленно!», это потери многих миллиардов долларов от спровоцированной PRISM торговой...пусть еще не войны, но уже конфликта.
Международные сложности США, в том числе как страны пребывания ООН. Прослушивание своих сограждан или «обычных» жителей зарубежья еще можно списать на антитеррористическую деятельность и превентивную борьбу с преступностью. Шпионить за дипломатическими представительствами 38 (тридцати восьми!) стран, за посольствами на американской земле по определению нельзя, это нарушает все мыслимые нормы международного права, да и безопасности США никак не способствует. Тот факт, что за ближайшими союзниками ЦРУ и АНБ следили столь же пристально, как и за потенциальными противниками, только усугубляет негативное впечатление от новой волны разоблачений. Япония, Южная Корея, Иран, Франция, Греция, Индия - для «мальчиков из Лэнги» интересны дипломатические тайны всех этих стран и многих других. Естественно возникает вопрос - да есть ли союзники у США? Оказывается - есть, причем они разделены на категории!
В наиболее престижную когорту американских сателлитов вошли Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и Канада - их государственные службы избавлены от PRISM-атического внимания АНБ & C°. Все прочие страны (в том числе партнеры по НАТО) таковыми привилегиями не пользуются. Скажем, Германия и Франция оказались в одной «категории» с Китаем, Ираком и Саудовской Аравией по степени шпионского внимания - хорошее соседство, верно? В духе атлантического партнерства и натовского единства, не иначе.
Устав Североатлантического блока прямо запрещает союзниками следить друг за другом. Имеется специальное соглашение об этом в рамках НАТО и ряд двусторонних обязательств между США и другими странами, не входящими в распухающий блок. Потому что союзнику принято хотя бы немножко доверять. Подобным сомнительным «доверием» из европейских стран оказалась облечена только Великобритания (к сожалению для самого Соединенного Королевства), так как оно провоцирует:
Сложности внутри самого ЕС. В точном соответствии с сюжетом романа Оруэлла «1984» о тоталитарном мироустройстве Великобритания долгие годы являлась элитарным «засланным казачком» внутри Евросоюза. Лондону было позволено то, о чем Берлин и Париж могли только догадываться, не говоря уже о наивности новых рекрутов в ЕС и НАТО. Например, британские спецслужбы использовали программу Tempora для перлюстрации данных, проходящих по межаталантическим кабелям оптоволоконной связи. Британская GCHQ анализировала эти данные совместно с АНБ и ЦРУ, британцы вынудили к шпионскому сотрудничеству немецкую компанию Vodafone - а Германия об этом ни сном, ни духом! Мощнейшая страна ЕС (Германия) и традиционно своевольная евродержава (Франция) годами играли роль второразрядных государств, этаких «бедных родственников», которых и на порог стратегических разведкабинетов пускать не стоит.
Посвящать немецких и французских лидеров в американо-британские шпионские игрища было сочтено излишним. Соответственно, и возмущение европейских политических элит будет искать выход в конкретных делах, а не в абстрактном возмущении. Ведь на самом деле ситуация гораздо хуже, чем может казаться.
Весь многолетний пафос европейских деклараций о защите прав личности, о важности гражданских свобод и т.п. цинично попран. Не каким-нибудь диктатором в полудикой стране, а в сердце Старого Света спецслужбами «самого демократического государства» и старшего партнера по НАТО. Причем публично Вашингтон оправдываться не желает, лелея надежду в приватной обстановке вправить мозги обиженным европейцам. Действительно, ссориться с лидером «свободного мира» в формате двусторонних отношений захочется немногим. А тут и громоотвод удобный имеется в виде спесивых островитян! Хуже всех придется именно Великобритании, ибо за доверительное сотрудничество с США придется заплатить ролью изгоя в Европе. Разоблаченный агент является «отработанным материалом», даже если и был когда-то империей...
Вероятно падение доверия к программной и аппаратной продукции IT-гигантов, оказавшихся в тени зловонной PRISM-ы либо непосредственно участвовавших в строительстве этой шпионской пирамиды. Не следует ждать повального отказа от гаджетов Apple (действительно качественных), бегства пользователей из Facebook (действительно социальной) или отказа интернет-серферов от Google (действительно всезнающего). Но имиджевые потери международных корпораций неизбежно спровоцируют их материальный ущерб и окажут негативное влияние на стратегию развития. По большому счету, чего еще ждать от ЦРУ и АНБ, кроме разведывательных мероприятий? Эти структуры созданы со шпионскими целями, требовать от них можно соблюдения законов, но не смены вида деятельности.
Иное дело - IT-корпорации. Пусть они сотрудничали с американскими разведслужбами в добровольно-принудительном порядке, но так ли безвыходна была ситуация? Все же в пыточные камеры высоколобых интеллектуалов никто не затаскивал, а рисковали они разве что порядком цифр в графе «доходы». Оно конечно, богатая жизнь без забот куда приятнее борьбы за собственные принципы. Отодвинем декларируемые принципы в сторонку, дабы комфорту и рентабельности не мешали. Многие концерны сами предлагали оптимальные технические решения для изучения личных данных своих же клиентов. Такое не забывается.
Пусть сейчас возмущение рядовых пользователей приняло вид насмешек и самоиронии. Предлагается на Facebook дополнить кнопку «Поделиться с друзьями» клавишами «Поделиться с друзьями и АНБ», «Поделиться с друзьями из АНБ и ЦРУ» и т.п. Или дополнить всплывающую панель при сбое программ Microsoft строчкой «Хотите отправить конфиденциальный отчет об ошибке? Его гарантированно изучат не более 16 американских разведслужб!» Но есть и конкуренты, которые напрямую проектом PRISM не замазаны - та же Intel, IBM, Samsung, HP и др. Эти концерны наверняка пожелают конвертировать условную чистоту своего имиджа в маркетинговое наступление на такой заманчивый рынок высоких технологий. Как говорил один из эпизодических героев в «Брате-2» - «Такими деньгами не шутят!» Пока по обе стороны океана ждут, чего еще расскажет и покажет м-р Сноуден, в Китае уже изучают варианты замены американского телекоммуникационного оборудования на свое собственное. Пусть не такое надежное, многоканальное и «навороченное» - но зато без встроенной функции «Транслировать весь трафик на ближайшую базу АНБ».
Наиболее же значимым последствием полыхающего разоблачительного пожара является тот факт, что никто не собирается тушить его причины. За месяц нарастающих разоблачений ни один официальный представитель американских властей не заявил, что PRISM является ошибкой. Или превышением закона. Или наглым попранием прав человека. Что PRISM нужно закрыть/отменить/расследовать/не допустить впредь. Никто не извинился за тотальный шпионаж - ни перед странами, ни перед организациями, ни перед компаниями, ни перед отдельными людьми. Глупо извиняться, если виноватым себя не чувствуешь и прекращать свое занятие не намерен, верно?
Возможно, интернет давно перестал быть свободным. Возможно, он никогда и не был таковым. Но иллюзия свободы коммуникаций испарились по мере разрастания этого глобального скандала. Ликвидировать PRISM США не намерены. С этим знанием придется дальше жить каждому человеку, использующему социальные сети, междугородние переговоры, видеохостинги, новейшие электронные девайсы, почтовые сервера и пр. Большой Брат действительно следит. И скандал его не остановит.
Комментарии