В Египте к власти идет военная хунта

Египет быстрым ходом идет к установлению власти военной хунты. 1 июля Высший военный совет заявил, что дает правительству Мухаммеда Мурси 48 часов на то, чтобы выполнить «требования протестующего народа» и приступить к мерам по выводу страны из кризиса. В настоящее время инфляция составляет 9,5%, безработица, по официальным данным, — 11,5%, но в реальности, вероятно, раза в два выше.

Начавшиеся на прошлой неделе протесты показали, насколько расколота страна после событий «арабской весны» 2011 года. К оппозиции, требующей отставки правительства и президента, неожиданно присоединились салафиты из радикальной исламистской партии «Аль-Нур», заявившие, что они тоже недовольны режимом Мурси и выступят в поддержку требований оппозиции.

Одновременно прошли демонстрации за Мурси, организованные другой исламистской партией «Братья-мусульмане». Несколько десятков тысяч человек в разных городах вышли на улицы, протестуя против военного переворота. Напомним, 1 июля днем толпа оппозиции разгромила офис этой партии, из рядов которой вышел нынешний глава государства.

Учитывая, что оппозиция и сторонники Мурси разделены примерно поровну, без вмешательства третьей силы Египту грозит хаос. И ей может стать только армия. Военные уже начали действовать. Во многом под их давлением более десяти министров, в том числе — глава МИД Мухаммед Амр, подали в отставку. Несколько членов кабинета министров фактически находятся под домашним арестом, охраняемые солдатами.

— Еще в этом году Египет получит диктатора, — говорит член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — Раз армия выдвинула ультиматум, значит, она рассчитывает на успех.

Между тем сами военные пока отрицают намерение прийти к власти. Но если перед страной встанет выбор — анархия или жесткая рука, вряд ли они останутся в стороне.

— Армия готова взять власть, — говорит аналитик британского института международных отношений Chatham House Маха Аззам. — Причем ее цель — сохранить суть режима Мубарака, при котором она могла де-факто управлять страной.

На протяжении почти 60 лет Египет находится под властью военных. За это время они сумели взять под свой контроль все основные отрасли. После революции эффективность экономики резко снизилась, чем военные недовольны. По этой же причине они не стремятся допустить к власти исламистов — их приход нанесет урон, в частности, туристической отрасли, во многом контролируемой генералами.

Если президент не пойдет на уступки, армия пообещала задействовать некую «дорожную карту». По словам Аззам, она будет, скорее всего, состоять из двух вариантов, и оба подразумевают уход президента. Первый — он уходит немедленно, а власть переходит формально к оппозиции, но в реальности — остается в руках военных. Затем начинается подготовка к внеочередным выборам главы государства. Второй вариант — на Мурси начинается давление в виде акций гражданского неповиновения, забастовок, чтобы вынудить его опять-таки оставить пост. А дальше — снова выборы. В обоих случаях к власти придет кандидат, выгодный военным.

Между тем сами исламисты, в частности «Партия свободы и справедливости» (ПСС), политическое крыло «Братьев-мусульман», считают, что военные не должны вмешиваться в политику.

— Их задача — защищать государство от внешнего врага, а не рассылать ультиматумы законно избранному президенту, — заявил «Известиям» представитель ПСС Мухаммед Судан. — То же самое можно сказать и о «дорожной карте» — вырабатывать политические решения — дело партий, а не военных.

Однако, по мнению экспертов, правительство Мурси проигрывает на всех фронтах. Неудачные поправки в Конституцию, подразумевающие введение шариата, раздражают в первую очередь интеллигенцию, берущую за образец европейские порядки. А неудачи в экономике привели к тому, что многочисленная беднота оказалась перед угрозой голода. Поэтому «арабская улица» и присоединилась к протестам в таком масштабе.