Территориальные подарки от советских "оккупантов"

На модерации Отложенный

          В наши дни нередки случаи, когда политики  одного из молодых государств членов ЕС, под названием Литва, то и дело вспоминают свое проклятое советское прошлое, про то, как  их страна плохо жила  под советской оккупацией, однако,  про то, как эти самые советские оккупанты  фактически сформировала  Литву в ее современных границах, присоединив к ней запросто так почти 20%  её нынешней территории и свыше 550 тыс. человек населения об этом,  почему то этими политиками стыдливо умалчивается.

         Из истории вопроса известно, что как только РСФСР в июле 1920 года признала независимость Литвы, то это новообразованное государство сразу вступило в борьбу с Польшей за Виленский край.

         Что интересно,  реальных оснований для  притязаний на Виленский край у Литвы в то время не было. Об этом конкретно говорят  сведения, представленные в Верховный Совет Антанты в 1919 году, из которых видно, что население Вильны на тот момент состояло на 56,2% из поляков, на 36,1% — из евреев.

         На долю же литовцев приходилось всего 2,3%. От всего населения. В Виленском  сельском округе соотношение польского населения  также  существенно  преобладало над  литовским и составляло как 87,3 к 3,6%.
        Этнически и этнографически это были  по настоящему польские земли и,  хотя Польша подписала перемирие с Литвой, при этом она тайно вооружала повстанческую армию под командованием генерала Желиговского, которая 9 октября 1920 года вытеснила литовские части сначала из города Вильно, а потом и из большей части Виленского края.

        На занятой территории Желиговский объявил о создании государства Срединная Литва, избранный сейм которого вскоре провозгласил присоединение Виленского края к Польше. 15 марта 1923 года конференция послов мирных держав, уполномоченных Лигой Наций, подтвердила законность этой акции, и до Второй мировой войны иного международного и правового документа о статусе этого края не было.   

          Кроме Вильно литовцы боролись с поляками еще за один регион, который находился в Прибалтике, за так называемый Мемельский край или как его ещё называли литовцы - Малая Литва.

         По Версальскому мирному договору 1919 года Мемельский край был отторгнут от Германии и за владение им также началась борьба и опять между Литвой и Польшей.  Варшава мечтала о незамерзающем порте в восточной Балтике, а Париж — союзник и покровитель Польши — при этом получал базу для своего флота в Мемеле для противодействия германскому ВМФ в Кенигсберге.

       Одно время, это  с 1920-го по 1923 год этим краем управляла даже французская администрация от имени Лиги Наций. Однако захват Францией и Бельгией немецкого Рурского угольного бассейна вызвал разногласия в лагере союзников по Антанте, чем и воспользовалась Литва.
       В декабре 1922 года мемельские литовцы создали в крае «Главный комитет по спасению Малой Литвы» (так назывались Мемельский и Тильзитский районы Восточной Пруссии). 10 января 1923 года около 3 тыс. шауляй — стрелков литовской армии, переодетых в штатское, под видом рабочих, рыбаков, крестьян проникли в Мемель, Шилуте и другие населённые пункты и инициировали там «народное восстание литовцев за присоединение края к Литве». Боевики из «Союза стрелков» разогнали немецкую директорию — исполнительный орган власти в Мемельском крае — и сформировали «свою» администрацию.
        Несмотря на этот акт открытой агрессии против их союзника, французы промолчали. Мемельские немцы тоже проглотили обиду, так как они считали, что в будущем им будет легче избавиться от слабой Литвы, чем от более сильной Польши, за которой стояла Франция. Не протестовал и Берлин.

       Лишь Польша призывала мировые державы прибегнуть к жёстким мерам против Литвы и готовилась использовать свои войска. Ситуация продолжала обостряться,  16 января 1923 года в Мемельский порт вошёл польский крейсер, но решительный протест Москвы удержал Варшаву от военных акций.
      В итоге крошечная, но амбициозная Литва так и добилась своего, Совет послов великих держав принял решение передать Мемельский край Литве, но со статусом автономного и правом Лиги Наций контролировать положение немецкого населения.

       Не смотря на то что литовцы в начале 20-х годов потерпели от поляков поражение в борьбе за Виленский край, в дальнейшем  они так и не остановились от своих намерений совершить реванш.

       Литовская дипломатия при этом резко развернулась на восток, решив сыграть на противоречиях между Польшей и СССР, так как эти две страны в те годы находились друг с другом не в самых лучших отношениях, между ними только совсем недавно завершилась  кровопролитная война.

          Как и следовало ожидать в этом конфликте СССР поддержал Литву, заключив с ней в 1926 году договор о ненападении, который дважды удержал Польшу от агрессии против своего маленького восточного соседа — в 1927 и в 1938 годах.
         К концу 30-х годов в Европе резко запахло порохом, Германия шаг за шагом восставала из пепла и постепенно отходила от позора «Версаля», Мемельский край немцы планировали заново воссоединить с Восточной Пруссией.

         Опасения потерять Малую Литву заставили часть литовских правителей  подумать даже о  конфедерации Польши и Литвы, но  при условии, что Польша вернёт Литве Виленщину, однако подавляющая часть литовского населения выступала против объединения с Польшей.

         По настоящему знаковые и решающие события для Литвы развернулись   в сентябре 1939 года, это когда Красная Армия по пакту о ненападении с Германией вступила в Западную Украину, Западную Белоруссию и Виленский край.

        В итоге, главный враг и соперник Литвы – буржуазная Польша рухнула под напором германских танков.

          Не успели поляки капитулировать, как на Литву тут же полились щедрые советские территориальные подарки, так уже  10 октября 1939 года СССР передал Литве Вильнюс и большую часть Виленского края.

          К 55 тыс. кв. км своей территории (здесь учитывается и Клайпедский край) Литва прибавила ещё 6,9 тыс. кв. км виленской земли. Председатель Совнаркома СССР и нарком иностранных дел Вячеслав Молотов, выступая на 5-й сессии Верховного Совета СССР, отмечал:

        «Литовское государство с его населением в 2,5 млн. чел. значительно расширяет свою территорию, увеличивает на 550 тыс. чел. своё население и получает город Вильно, число жителей которого почти в 2 раза превышает население теперешней столицы Литовской Республики. Советский Союз пошёл навстречу передаче города Вильно Литве не потому, что в нём преобладает литовское население. Нет, в Вильно большинство составляет нелитовское население...

         В заграничной печати указывалось, что в мировой истории не было ещё случая, чтобы большое государство по собственной воле отдавало бы малому государству такой большой город» («Известия», 1 ноября 1939 г.).
        Весть о присоединении Виленского края к Литве вывела на улицы литовских городов многочисленные демонстрации, участники которых в знак благодарности СССР несли портреты Ленина, Сталина, Молотова, Димитрова.

       Литовское же правительство и сам президент Антанас Сметана долго не решались переезжать из прежней столицы Каунас в Вильнюс, опасаясь волнений среди поляков и терактов польских националистов.
       Однако вскоре в Литве поменялось не только правительство, но и весь государственный строй это когда 3 августа 1940 года Народный сейм Литвы объявил о вступлении страны в состав Советского Союза.

       Предварительно формировать территориальное устройство теперь уже Литовской ССР  завершили  в ноябре 1940г. это когда  по решению Москвы в состав Литвы от Белоруссии передали почти весь Свенцянский район, часть Островецкого района и других земель, в том числе Друскеники (Друскининкай); всего — 2,6 тыс. кв. км.

       В Литве ныне утверждают, что на новоприобретённых территориях якобы преобладали литовцы. Но в действительности в Свенцянском (Швенчёнском) районе поляков проживало почти половина - 44,3%, а литовцев всего 27,6%.  

       Интересно сложилась судьба Мемельского края, 21 марта 1939 года немцы вызвали полномочных представителей Литвы в Берлин и вечером следующего дня заставили их подписать документ о передаче Мемеля Германии. 23 марта Гитлер вошёл в Мемель на карманном линкоре «Дойчланд», а вечером этого дня выступил в «Штадт театре» с речью перед неистовавшей толпой «освобождённых немцев».
       Тогда в марте 1939г. никто не заставлял литовцев передавать Мемель Германии запросто так,  однако сейм Литвы утвердил передачу Мемеля единогласно, в итоге литовцы в отличие от поляков не захотели проливать свою кровь за Мемель за них это сделали в 1945г. советские солдаты. Извечные противники литовцев – поляки осенью 1939г. в Данциге хоть и капитулировали, но до этого  дрались с немцами как могли, держались стойко.  

        В дальнейшем, понадобились  потерять тысячи жизней советских солдат, чтобы в январе 1945 года выбить немцев из Мемеля и под новым названием Клайпеда включить его в состав Литовской ССР.

       В 1945г. в ходе кровопролитных боев Мемельский край был полностью освобожден Красной Армией, однако сразу после освобождения Мемель юридически не был включен в состав Литовской СССР. Это произошло только в апреле 1948 года (дата появления Клайпедской области Литовской СССР). Этот год и является окончательным в деле оформления границ Литвы, границ которые Литва имеет на сегодняшний день.

       Удивительна «забывчивость»  современных политиков Литвы, прекрасно осознавая, что Литва является государством,   20% территории которого были присоединены к метрополии при помощи, прежде всего усилий тогдашнего соседа - СССР, эти  самые политики с  настойчивым  упорством продолжают постоянно напоминать о советской оккупации  теперь уже правопреемнику Советского Союза – России.

       При этом они, почему то забывают, что современные границы Литвы в любой момент могут быть оспорены её соседями, в частности Польшей и  Беларусью.

       В истории  никогда не было таких  «оккупантов», которые в ходе оккупации налево и направо могли бы раздавать соседним странам огромные территории вместе с населением.

 В основном, как правило, оккупанты только и делали что все отбирали и забирали.