Неуловимый разоблачитель: истерическая реакция США

Эдвард Сноуден – бывший военнослужащий US Army, бывший сотрудник ЦРУ, бывший аналитик АНБ, бывший консультант Booz Allen Hamilton и главная цель всех репрессивно-силовых структур США – удостоился пристального внимания мировых СМИ уже как личность, как физическое лицо. Как человек, а не бывший функционал. Хроника реакции американских властей относительно «разоблачителя» глобального шпионского проекта PRISM действительно впечатляет.

Вся первая половина июня стала для политической и разведывательной элиты США временем шока, от легкого до умеренного, временами порывистого. Компромат от добровольного изгнанника Э. Сноудена, укрывшегося в Гонкоге, сыпался с крупнокалиберной частотой. Прослушивание миллионов телефонных переговоров, сканирование данных сотен миллионов пользователей Интернета, добровольно-принудительное сотрудничество крупнейших IT-корпораций с американскими спецслужбами, шпионские подходы к переговорам мировых лидеров в рамках лондонской G20 – было от чего потерять голову. Запоздалая реакция на череду разоблачений президента США тоже стоила генералам «печальных спецслужб» немалого количества седых волос и нервных клеток. А вдруг гарант американской конституции вздумает сделать удивленное лицо и призвать зарвавшихся шпионов к ответу, пусть и в показательно-имиджевых целях? Занервничаешь тут…

Только после публичного заявления Б. Обамы, оправдавшего построение шпионской пирамиды PRISM, недовольство Сноуденом приняло предсказуемую форму «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!» Сейчас мы ему покажем, где патриотические раки зимуют.

Кстати, президент США в ходе своего обоснования тотального контроля за сетевой деятельностью миллионами людей использовал несколько занимательных аргументов. Во-первых, Обама пояснил, что «…нельзя иметь 100 % безопасности, 100 % приватности и 0% неудобств одновременно…», что в свете бостонских терактов звучит как минимум странно. К полулюбительскому злодейству, с постоянными международными переговорами братьев Царнаевых, с неоднократными предупреждениями российского ФСБ об опасности именно этих субъектов, американские спецслужбы все равно оказались не готовы. Хотя условия для предотвращения взрывов на финише марафона были более чем тепличными.…Во-вторых, президент пояснил электорату, что «…сбор данных…гарантированно не касается…ни граждан США, ни иностранцев на американской территории…» Тем самым дав понять всему остальному миру, что неамериканцы суть существа второго сорта, этакие подопытные хомячки в сетевых лабораторных банках – у грызунов спрашивать разрешение на эксперименты незачем, верно? Так и собственная аудитория оказалась обманутой, ведь дальнейшие PRISMатические разоблачения документально доказали – граждан США американские спецслужбы исследуют ничуть не меньше, чем неграждан. Серьезно, ну как можно прослушивать телефонный разговор между Йеменом и Филадельфией, исходя из логики Обамы? Отключать аппаратуру каждый раз, когда филадельфиец заговорит или хмыкнет?

Убедившись в высочайшем дозволении, вся околопрезидентская рать радостно переключилась с оправданий и опровержений на травлю «этого ренегатствующего негодяя» Э. Сноудена:

- Глава национальной разведки США Дж. Клэппер заявил, что «гонконгский сиделец» нанес национальной безопасности США колоссальный ущерб и сидеть должен дома, до скончания веков и в обрамлении решеток;

- Спикер нижней палаты американского Конгресса Дж. Бейнер заклеймил молодого программиста титулом «предатель»;

- Конгрессмен Д. Вассерман парадоксально назвал его «жалким трусом» - видимо, в связи с добровольным раскрытием Сноуденом своего анонимного статуса;

- Сенатор Ч. Шумер предполагает, что весь заговор управляется из Кремля и президент РФ В. В. Путин «…знал обо всех разоблачениях...

и маршрутах Сноудена…заранее…»

- Руководитель подкомитета Конгресса США по делам разведки П. Кинг призвал «…наказать этого субъекта…по всей строгости закона…»

Дальнейшие действия представителей исполнительной ветви американской власти явно опираются на тезисы конгрессмена П. Кинга. Данный законодатель публично озвучил мысль, что «…США должны недвусмысленно дать понять – ни одно государство…не имеет права…предоставить убежище этому человеку…» Звучит-то как прелестно – дать понять всем и каждому, чего барин хочет. Тираническое благолепие однополярного мира во всей своей красе.

21 июня властям специального автономного района Гонконг в составе КНР направляется предписание выдать Сноудена представителям американских властей либо депортировать его в США, просьбой этот документ не назовешь.

23 июня Э. Сноуден вылетает в Москву – российская столица является транзитным пунктом на пути в Исландию, Венесуэлу, Эквадор или Кубу. Доходит до курьеза – рейсом Москва-Гавана днем 24-го летит свыше десяти матерых журналистов, изготовившихся к эксклюзивным интервью, вот только самого «виновника торжества» на борту нет;

23 июня власти Китая подвергаются жесткой критике американского Госдепартамента за «незадержание» бывшего разведчика. Как заявила представитель Совета национальной безопасности США К. Хейгел «…Сноудену предстоит ответить в суде…за свои преступления…», тем самым отправив презумпцию невиновности тем же путем, что и гарантии конфиденциальности частной жизни.

24 июня в столь же бескомпромиссных выражениях уже в адрес России выступает сам государственный секретарь США. Дж. Керри заявляет, что «…США глубоко разочарованы…преднамеренным разрешением российских и китайских властей…позволить Сноудену подняться на борт самолета…это безусловно отразится на межгосударственных отношениях…» Господин госсекретарь напоминает неблагодарной Москве, что за последние два года США выдали России семерых преступников – заключенных, отбывавших срок в американских тюрьмах.

Разницы между осужденным по приговору суда и обвиняемым без формального начала судебных слушаний г-н госсекретарь не видит.

В высших коридорах американской власти звучат призывы к принудительной посадке любого самолета, на котором предположительно может находиться бывший сотрудник спецслужб США. Хорошо хоть сбивать такие рейсы пока не предлагают.

Похоже на то, что Эдвард Сноуден опять переиграл всю громоздкую бюрократическую махину своей (бывшей?) родины. Его перелет по маршруту «Гонконг-Москва-?» – это не бегство от возмездия. Это новая порция разоблачений, только другими средствами. Демонстрация того, как человек становится мишенью спецслужб и дипломатов «самой свободолюбивой страны на свете». Как можно приговорить человека не то что без суда,  но даже до его начала. Как ради задержания одного субъекта американские власти готовы жертвовать межгосударственными отношениями и рисковать вовсе безвинными людьми – не в одиночестве же на принуждаемом к посадке лайнере будет находиться мистер Сноуден.

Всего месяц назад, в мае 2013 года, предположение о тотальной слежке американских спецслужб за любым пользователем Интернета выглядело параноидальной подозрительностью. Сейчас нужно быть ограниченным параноиком, чтобы сомневаться в такой слежке. Азарт охоты за «призовым гусем» Э. Сноуденом заслонил от американских властей саморазоблачительную сущность этой процедуры. Власти США относятся к мировой общественности, словно к неразумному ребенку: «Подержи-ка мой факел свободы, мальчик – дяде Сэму нужно вспороть кое-кому брюхо, а со светочем в руках это делать несподручно»…