Новые пять главных задач для школы. Часть 2

На модерации Отложенный

Первая часть

«Университетские дети» - это пока мечта об общественном институте, которая то ли сбудется в отдельно взятых вузах, то ли нет.

Из того, что есть в СМИ по этой задаче, олимпиады и допобразование - это не развитие, а то, что давно есть. Новое - создание при 22 университетах (федеральных и НИУ) очных и дистанционных школ для одаренных детей. Это серьезная задача, реализация которой может помочь и школе и вузам, а главное не только талантливым, но и мотивированным детям. Однако, есть серьезные трудности для решения этой задачи.

Во-первых, идеология отношений вуз-школа (как она сложилась в последние 15 лет) - это идеология рекрутинга абитуриентов, в основном по коммерческим схемам. А указанная задача - это идеология развития абитуриента, то есть возможно более ранее выявление университетом одаренного (и мотивированного) ребенка, а затем создание ему условий развития и вглубь, и вширь, то есть условий «экстра развития». Такая идеология альтруистична и, увы, не очень вписывается в утилитарную ментальность наших университетов (пожалуй, кроме МГТУ им. Баумана и ВШЭ, а также МГУ). А из публикаций СМИ не видно, что такая деятельность университетов будет частью системы (то есть олимпиады допобразование «университетские дети»), ибо и олимпиады и допобразование - это институты (институции), являющиеся государственными частями государственной образовательной системы со своим государственным финансированием, со своей организацией, со своими механизмами ответственности и т.д.

А «университетские дети» - это пока в основном мечта об общественном (не государственном) институте, которая то ли сбудется в отдельно взятых вузах, то ли нет.

Да, у ректоров МГУ, МГГУ и ВШЭ хватает (и, надеюсь, хватит) альтруизма что-то в этой области делать, но ведь это не 22, а всего 3 вуза. А разве одаренных детей нет в Рязани, Туле, Твери, Ярославле, Тамбове и т.д. и т.д.? Что делать с ними, учитывая, что в этих городах ни федеральных, ни национальных исследовательских университетов нет? Поэтому олимпиады пока будут везде (они и были), и дворцы пионеров тоже будут везде (они и были), а «университетские дети» будут «кое-где». Но это ведь не часть системы. А тогда в чем состоит развитие системы (поддержки талантливых детей)? Конечно, мы будем с нетерпением ждать новостей о деталях этой идеи «развития системы поддержки талантливых детей». И тогда обсудим её реальность.

Во-вторых, не вызвавший у меня никакой симпатии новый телесериал «Школа» кое-что показал в стиле ню, то есть без розовых одежд. В частности, как в школах «любят» «не таких, как мы», к которым относятся и маленькие эйнштейны, и инвалиды. У нас инклюзивность пока не получается ни там, ни здесь. Но если этим 22 вузам дадут свои школы-интернаты, дадут финансирование и права (как в случае с новыми стандартами высшего образования, то есть право учить по своим стандартам), то у этой идеи появится перспектива. Однако подобная передача - процесс очень сложный. У средней школы учредитель только один - муниципальная власть. Исключение - три-четыре школы во всей России, получившие официальный статус «при» (МГУ, МГГУ, НТУ) еще при советской власти. А пермский лицей № 10 «при» ВШЭ в Перми - это дитя «внебрачное» и «неправомочное», дитя по любви. Может быть, теперь что-то изменится.

Есть и ещё немало сомнений, хотя сама идея хорошая. Подождём новостей.