США не отдают свои технологии России

На модерации Отложенный

Несмотря на громогласно заявленное намерение «перезагружать» отношения с Россией вплоть до их полной нормализации, реальные шаги новой американской администрации недвусмысленно свидетельствуют о том, что Вашингтон по-прежнему рассматривает нашу страну как своего стратегического противника. И не только в военной, но и экономической сферах.

Не так давно ушатом холодной воды на воспаленное воображение сторонников «интеграции России в мировые экономические структуры» стал внезапный отказ американского концерна General Motors реализовать предварительную договоренность о продаже своей торговой марки Opel консорциуму, состоявшему из канадской Magna и российских Сбербанка и «Группы ГАЗ». Компания Opel к тому моменту находилась в предбанкротном состоянии и превратилась в серьезное обременение для других подразделений General Motors.

Тем не менее, руководство GM мотивировало свой отказ продать Opel ссылками на улучшение ситуации в бизнесе и необходимостью сохранения этой марки для реализации глобальной стратегии GM. Хотя очевидно, что никакого кардинального улучшения ситуации в Opel не только не произошло, но и не предвидится в ближайшем будущем.

Так что у многих экспертов появились веские основания утверждать, что этот откровенно недружественный жест со стороны GM на самом деле был вызван нежеланием продать России современные технологии в сфере автомобилестроения.

Прошло совсем немного времени и российское экспертное сообщество (а также политическое руководство) получили еще одно убедительное подтверждение этого предположения, когда тот же автомобильный концерн General Motors в очередной раз не допустил передачи своих технологий России.

На этот раз речь идет об отказе американского автопроизводителя продать свое подразделение Saab голландской компании Spyker Cars.

Казалось бы, при чем здесь Россия? А при том, что одним из крупнейших акционеров Spyker Cars до последнего времени являлся российский банкир, владелец Инвестбанка Владимир Антонов. Одного этого факта оказалось достаточно, чтобы GM не отказалось делиться в «полурусской» Spyker Cars своими технологиями. В результате Антонов был вынужден продать свою долю в нидерландском производителе суперкаров.

По информации источников, близких к сделке, выход Антонова из состава акционеров Spyker Cars был одним из условий, выдвинутых GM в рамках переговоров о продаже Saab. Российский бизнесмен продал принадлежавшие ему 4,6 млн обыкновенных акций (29,9% от общего объема акций) Spyker Cars, которые приобрел в 2007 году у инвестиционной компании Tenaci Capital B. V. Но американцам, видимо, и этого было мало. Так что вскоре после завершения сделки по приобретению компанией Spyker Cars автомобильного бренда Saab у General Motors Антонов покинет еще и должность члена наблюдательного совета Spyker Cars.

Очевидно, что такое, мягко говоря, настороженное отношение к передаче Москве западных технологических разработок может объясняться только одним - опасениями по поводу модернизационного и технологического рывка, который может совершить российская экономика, что позволило бы ей избавиться от статуса сырьевого придатка в глобальной системе разделения труда.