"Турецкое лето" после "арабской весны"
Приходящее в Турции вызывают ощущение дежа-вю и недоумения одновременно. С одной стороны, «арабская весна», как в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии и «далее-везде». А с другой...
Во-первых: сколько времени уже прошло и сколько народу на собственной шкуре испытало то, к чему эти «вёсны» приводят. Во-вторых: с какой стати вообще весь этот сыр-бор...
Ладно ещё когда бунты происходят в странах нищих и перспектив не имеющих. Конечно, и Турция - страна не самая богатая, но и не самая бедная, а главное, экономически устойчивая (3-5% роста даже в период кризиса). Одних дорог там за последние десять лет построено больше, чем за предыдущие пол-столетия, а недавно ещё и плату за обучение в университетах отменили.
В общем, жить бы туркам, да радоваться. А вот поди ж ты...
Всё, что в Турции происходит - это действительно внутреннее дело и никакого иностранного вмешательства в событиях не просматривается. Даже плакаты турецкие «рассерженные горожане» пишут на родном языке (а не на английском, как всякие «оранжевые» товарищи). Если бы какие-то иностранные спецслужбы хотели что-то на Босфоре организовать, то было бы хоть какое-то объяснение происходящему. Но правление Эрдогана всех западных специалистов по насильственной демократизации вполне устраивало; и ничего они в Турции не затевали.Но то, что устраивало западных братьев, не устраивало самих турок.
Тут придётся кое-что вспомнить. Ещё 1920-х годах основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль сформулировал свои «Шесть стрел Ататюрка», одной из которых был «лаицизм» - светский характер нового турецкого государства. В соответствии с этим принципом, в Турции был отменен шариат, закрыты медресе, школьное образование стало делом государства, женщинам предоставили избирательное право, а особо строптивых мулл пустили в расход. С тех пор ислам в Турции был мирным и респектабельным; пока на выборах 2002 года не победила исламисткая «Партия справедливости и развития» во главе с Эрдоганом (которую тот создал взамен запрещенной после военного преворота 1997 года исламистской же «Партии благоденствия»).
Приход к власти исламиста Эрдогана был вполне объясним: развитие капитализма в деревне повышает производительность сельского труда, оставшиеся не у дел полуграмотные селяне уходят в города, где проявляют склонность голосовать скорее за понятных им исламистов, чем за загадочных либералов или зловредных социалистов. Похожий процесс в свое время привел к исламской революции в Иране, и он же стал одной из пружин «арабской весны» в Тунисе и Египте.
Реджеп Эрдоган оказался очень и очень умеренным исламистом. Шариат вводить он не рвался, экономическую политику проводил вполне разумную. Ну, разве что престиж ислама потихоньку поднимал: строил новые мечети и ввёл «религиозное просвещение» для школьников. Однако, похоже, что и этот «постепенный ислам» за десять лет основательно надоел горожанам. И в том, что полыхнуло именно из-за планов застройки парка Гези, ничего удивительного нет. Создание этого парка на месте старых, ещё султанских артиллерийских казарм, утвердил в свое время сам Ататюрк. Поэтому и затея с его застройкой и сооружением там ещё одной мечети была воспринята в городской среде как прямое покушение на устои государства и попытку сломать одну из «стрел Ататюрка».
Каким бы не был результат стамбульских потрясений, можно уже признать: в Турции происходит нечто прямо противоположное «арабской весне». Бунтуют турки именно против дальнейшей исламизации страны - и это хорошо. А то, что турецкий пример показывает несовместимость исламизма (даже очень умеренного) с образом жизни современной городской цивилизации - это ещё лучше.
Комментарии
Пора вместо храмов в Москве строить детские садики и школы.
Другое дело, если всерьез возьмутся за вооозведение мечетей:)