Грузинские солдаты глазами журналистов

Большой переполох вызвала статья корреспондентки «Нью-Йорк Таймс» в Кабуле Алисы Йоханссен-Рубин о грузинских солдатах. Она сообщила, что грузинские военнослужащие в Афганистане отличаются беспечностью, незнанием английского языка, грубостью по отношению к местному населению и грабежами. Со слов местных жителей, обращение с ними грузин не отличается от обращения со стороны талибов, к тому же грузины пытаются объясняться с афганцами русским матом.

Разумеется, в Грузии принялись возмущаться. Заместитель начальника Объединенного штаба вооруженных сил Грузии, бригадный генерал Вахтанг Капанадзе даже заявил, что приведенные в статье материалы не соответствуют действительности и он «с удовольствием заставил бы автора проглотить эту газету». Хорошо, что не галстук...

С неподражаемой серьезностью генерал Капанадзе принялся «опровергать» материал Алисы Йоханссен-Рубин: «У меня есть противоположные факты о том, как легко усваивают местные дети грузинский язык, как используется на собраниях местных старейшин грузинский язык и как они пытаются выразить уважение...»

Так и представляешь себе собрание пуштунских старейшин, «использующих» грузинский язык. Надо полагать, они его на старости лет срочно выучили, чтобы Капанадзе порадовать. Непонятно только, почему именно статья американки, приводящей отзывы о грузинском войске, вызвала такое возмущение. Такие ли публикации на эту тему появлялись...

Можно вспомнить опубликованный в «Огоньке» вскоре после августовской войны 2008 года материал израильского журналиста Владимира Бейдера «ЦАХАЛ, Цхинвал - далее нигде» о том, как в Израиле грузинских военных готовили.

Вот что Бейдер писал: «Израильские военные, даже молодые парни, работавшие там инструкторами, не понимают, как так можно относиться к войне и военной подготовке. Мотивация грузин их просто обескураживала. «Если мы элита армии, - услышал один израильский инструктор грузинских ВВС, - почему мы должны вставать в восемь утра, как салаги?»

Материал «Обычные грузины» опубликовал в альманахе «Искусство войны» Егор Лосев (автор серии повестей и рассказов об израильской армии на русском языке). Лосеву удалось взять интервью у одного из тех израильских инструкторов, которые готовили грузинских снайперов:

- Скажите, до какого момента вы находились в Грузии? Застали ли вы начало военных действий?

- В Грузии я не был. Грузинские военнослужащие проходили обучение здесь, в Израиле.

- В какой области вы работали инструктором?

- Снайпинг.

- Кто были ваши «подопечные»: регулярные части, резервисты, спецы?

Какого они возраста?

- Спецы. Командиры снайперских групп. Возраст от 20 до 35 лет...

- У них имелся какой-либо боевой опыт?

- По рассказам, каждый - минимум «витязь в тигровой шкуре». А там, кто его знает. Судя по уровню огневой подготовки, так себе.

- Какие у вас сложились впечатления о «подопечных» как о профи и как о людях?

- Профи они нулевые. Поэтому и приехали учиться...

- Как вы оцениваете уровень подготовки грузинских солдат? Их боеспособность? Степень их оснащенности?

- Уровень их общего образования не оставляет места приемлемому уровню военной подготовки. В снайпинге, во всяком случае. Оценка боеспособности грузинских солдат - вопрос некорректный. Среди них есть и квалифицированные диверсанты, и пузатые резервисты. Есть фанатики и дезертиры. От общей оценки воздержусь, хотя события последних дней (интервью состоялось вскоре после войны в Южной Осетии) показали «кто есть ху». Степень оснащенности снайперским оружием и оборудованием высокая. По американским армейским стандартам. Только освоить его грузинская армия не смогла.

- Предполагали ли они, что им придется воевать против российских войск?

- Не только предполагали, но были уверены. Правда, они были убеждены в её полной небоеготовности и неспособности к жёстким, активным действиям. Я их честно предупредил, что в случае чего Россия порвет грузинскую армию, как Бобик тряпку. А они в ответ мне сказали, что американские ботинки лучше русских сапог, что я живу старыми представлениями, и что они подарят мне дом с видом на море в Сухуми.

- Как они расценивали ситуацию, уровень своей армии и уровень российской армии?

- Этим ребятам здорово запудрили мозги. Близость и дружба с «дядей Сэмом» дает искажённое понимание реалий относительно себя, а грузинская пропаганда - относительно противника...

А в интервью, которое взял российский журналист Юрий Котенок у командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева после окончания боёв в Южной Осетии, чеченский командир прямо заявил:

- У противника началась паника. Он оказался вообще не готов к потерям, не думал о них, был запуган и потерял равновесие. В Тбилиси думали, что за ними Америка, думали, что тормознут они на границе с Россией. А мы их застали врасплох. Мы пошли вглубь, одновременно начали продвижение в Кодорском ущелье Абхазии. Грузинские военные убегали от нас в трусах...

На таком фоне статья Алисы Йоханссен-Рубин о грузинах в Афганистане выглядит едва ли не рекламой грузинской армии.