Квартплата растет под землей

На модерации Отложенный

В Госдуме эксперты оценили неожиданное предложение, как существенно удешевить затраты на ЖКХ. Предложено использовать для инженерных сетей вечные материалы.

Одна из первопричин постоянного удорожания платы за коммунальные услуги - непродуктивные потери тепла и постоянный ремонт трубного хозяйства. Действительно, практически вся современная городская инфраструктура сложилась в нашей стране к середине ХХ века. И возраст значительной части водонапорных, теплонесущих и канализационных труб превысил семьдесят лет. Они проржавели и засорились, подходит неизбежное время их полной замены. Вопрос: чем? Такими же стальными, чугунными или модными пластиковыми? А может быть, хорошо известными еще с советских времен асбестоцементными?

Для непредвзятых специалистов ответ очевиден - только асбест избавит нас от постоянных угроз остаться без воды и тепла из-за аварий изношенных труб. Этот материал практически вечен, обладает прекрасными теплоизолирующими свойствами, обеспечивает большую скорость тока воды и, что немаловажно для потребителей услуг ЖКХ, очень дешев.

Однако на асбест наложено табу. Он будто бы страшный канцероген и давно под запретом во всех развитых странах. Многим памятен неприятный инцидент с авианосцем "Викрамадитья", который готовился к сдаче ВМС Индии. В последний момент на нем разрушилась кирпичная теплоизоляция паровых котлов, и силовая установка вышла из строя. А все потому, что Индия, поддавшись веяниям времени, потребовала заменить классическую асбестовую теплоизоляцию на керамическую, которая не выдержала нагрузок и разрушилась. Сейчас индийская сторона согласилась с тем, что котлы авианосца должны быть теплоизолированы асбестом.

Как считают эксперты, башни-близнецы в Нью-Йорке рухнули после начавшегося пожара потому, что асбестовая защита несущих конструкций также была заменена на "экологически безопасную", которая высоких температур не выдержала.

Между тем во всех объектах военного назначения, в том числе на кораблях ВМФ, построенных еще в советское время, там, где применялся асбест, никаких проблем, связанных с пожарной или экологической безопасностью, не возникало. И разработчики военно-асбестовых технологий давно предлагают широко использовать их в гражданских целях.

Дело в том, что есть два типа асбеста: амфиболовый, добываемый в Западной Европе, и хризотиловый, залежи которого находятся на территории России. Амфиболовый состоит из коротких острых кристалликов, которые быстро забивают легкие, желудок и кишечник, провоцируя язвенные и даже онкологические заболевания. Хризотиловый состоит из мягких волокон, хорошо растворяющихся в кислотной среде организма. Такой асбест быстро выводится и никак внутренние органы не раздражает.

Когда в Европе началась антиасбестовая истерия, в город с "ужасающим" названием Асбест нагрянула большая и очень солидная комиссия. Ее члены ожидали открыть на Урале очаг страшной онкологии, но оказалось, что заболеваемость раком в Асбесте - одна из самых низких по России.

Ситуацию с асбестом изучали и многие отечественные профильные институты. Лишний раз было подтверждено, что хризотиловый асбест, добываемый и используемый в России, канцерогеном не является. А эксперты Высшей школы экономики, проведя скрупулезные расчеты, определили, что если долю труб из асбестоцемента в имеющемся объеме производства аналогичной по назначению продукции довести хотя бы до десяти процентов, прямая годовая экономия составит 2,7 млрд рублей. Вот это-то, скорее всего, и пугает тех, кто рулит сегодня ЖКХ.

Экономия-то уменьшит суммы в платежках по квартплате, а различным компаниям, управляющим нашими деньгами, это сплошной убыток. Им выгоднее зарывать в землю ржавые трубы, что имело место совсем недавно в Санкт-Петербурге, чтобы потом ремонтировать их ежегодно, а не раз в сто лет.

Кстати сказать, на одном из "правительственных часов", проходивших в парламенте, министр промышленности и торговли Денис Мантуров сказал, что использование отечественного асбеста в промышленных технологиях будет расширяться. Вот только на политику ЖКХ этот министр никак не влияет.

На большом обсуждении этой проблемы в Госдуме было представлено множество интересных проектов использования, так сказать, русского асбеста не только в качестве основы для труб, но и в других сферах коммунального хозяйства. В частности, можно строить теплые и экологически безвредные частные дома из хризотила, которые невозможно сжечь. А ведь это важнейший фактор безопасности среды обитания человека. Единственный вопрос, на который ответа так и не прозвучало: как реально перейти на асбестовые технологии? Ведь законы рынка тут не работают. Миллиардные экономии для потребителей - это миллиардные потери для посредников, направляющих потоки наших денег в нужное им русло. А ведь сейчас мы подошли к рубежной точке. Если изношенные металлические трубы заменить такими же, ничего не изменится. Если заменить их асбестовыми хотя бы в теплосетях, то миллионы ответственных квартиросъемщиков, привязанных к городской инфраструктуре, вздохнут спокойно. Но задохнутся коррупционеры. И кто победит? Член Комитета ГД по жилищной политике Вадим Потомский, который председательствовал на "круглом столе", сказал, что высказанные замечания и предложения он изложит с думской трибуны, поскольку достучаться до чиновников министерства регионального развития, которое могло бы взять внедрение асбеста в сферу ЖКХ, не получается.