ЕГЭ: экзамен российские реформаторы не сдали

На модерации Отложенный

Игнорируя массовое недовольство системой ЕГЭ, правительство рискует полностью утратить доверие общества.

В понедельник, 3 июня, прошел последний Единый госэкзамен по математике. После утечек контрольно-измерительные материалы (КИМ) по русскому языку, биологии, информатике и истории, министр образования Дмитрий Ливанов пообещал наказать нарушителей. По его словам, каждый вариант задания индивидуализирован и его легко идентифицировать. Пока что единственное наказание, о котором узнала страна — это аннулирование результатов списанного экзамена у нескольких десятков недобросовестных школьников. Падет ли кара министра на должностных лиц, которые выкладывали в сеть подлинные материалы ЕГЭ, и кто эти злоумышленники — интересно узнать всем. Это же ведь не школьники, и аннулированием оценок их не запугаешь.

Незадолго до экзамена Рособрнадзор и министерство образование бодро рапортовали о том, что с «царицей наук» утечек они не допустят. Все ответы по математике в интернете якобы фальшивые. Учителя заявляют об обратном. Преподаватель математики из Петербурга Дмитрий Гущин, один из первых разоблачивший утечки заданий ЕГЭ по русскому языку, сообщил о том, что нашел на американском файлообменнике экзаменационные материалы по нескольким предметам, в том числе и по математике, передает РБК. В архиве, по словам Гущина, находились ссылки на скачивание и доступ к ним предоставлялся за деньги. Пароли можно было получить через Twitter за 3000 рублей. Учитель также сообщил, что ему известны случаи, когда классы «скидывались» на оплату паролей. Позднее Гущин объявил, что ответы по математике настоящие и совпадают с теми, что были на экзамене.

Министерство, тем временем, грозит пальцем, что вся информация об утечках передана государственным экзаменационным комиссиям, которые найдут нарушителей и предпримут «соответствующие меры административного воздействия». Спрашивается, к кому? Видимо, к нерадивым школьникам, которые пытались воспользоваться выложенными в Сети вариантами ответов, а не к тем, кто получил доступ к первоисточнику и пытался на этом заработать.

Почему к расследованию утечек не подключить более серьезные структуры, чем экзаменационные комиссии и Рособрнадзор? Каким образом Ливанов собирается найти настоящих нарушителей? Или все это делается для отвода глаз, и на самом деле, с утечками материалов ЕГЭ, ведомство просто не в состоянии справиться.

Общественная палата предложила сдавать госэкзамен в электронном виде. Первый заместитель председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты Любовь Духанина сказала, что «Единый государственный экзамен должен стать более технологичным. Тогда и о нарушениях не придется говорить. На мой взгляд, уже можно переходить на компьютерный вариант экзамена, во время которого задания будут формироваться в момент сдачи», - заключает общественный деятель.

На первый взгляд, предложение Духаниной кажется рациональным. Но переведя ЕГЭ на компьютерные рельсы, в век информационных технологий мы рискуем получить еще большую утечку данных.

Если к борьбе с госэкзаменом подключаться хакеры, воровство материалов достигнет космических масштабов. Гипотетически компьютерные гении могут сорвать процедуру проведения ЕГЭ. Государству придется вкладывать миллиарды в информационную защиту. Но, пожалуй, ключевым моментом перехода на электронную версию ЕГЭ станет то, что наши школьники окончательно разучатся писать.

ЕГЭ в том виде, в котором существует, в сотый раз подтвердил свою несостоятельность. Об этом не говорит только ленивый. Коррупция в этой сфере никуда не делась, при этом уровень нарочитой секретности и формализма поражает воображение. Экзамен проходит в невероятно напряженной обстановке, выпускники и учителя с конца мая до начала июня испытывают колоссальный нервный стресс, который окончательно отбивает любовь к знаниям. Его также, наверное, испытывают и чиновники во главе с министром образования. Неужели им себя не жалко?

Под лозунгом интеллектуальной интеграции России с Западом, полным ходом идут реформы, которые ломают старую привычную систему образования. В новую никто не верит, не верит, потому что она полностью оторвана от старой, не учитывает ее положительные стороны. И дело тут в не совковом консерватизме, хотя и это присутствует, а в том, что в атмосфере страха, стресса и заточенности на определенную форму знаний невозможно воспитать поколение широкомыслящих людей, которые будут гражданами, а не винтиками в общественной системе.

Тем временем, Путин с Медведевым продолжают не сдавать «своих». Хотя уже весь парламент, включая «партию власти» объединился против Ливанова. Конечно, глава образовательного ведомства в России - «расстрельная» должность. Деятельность министерства образования на виду у десятков миллионов людей и ее последствия затрагивают все слои российского общества. Равнодушных тут действительно нет.

Кредит доверия министр исчерпал, в своей правоте он убежден на 100 процентов, оплот фундаментальной науки - РАН, по его мнению, является «домом престарелых», 136 вузов «неэффективны», утечку материалов по госэкзаменам предотвратить не получилось, ну и ладно — виновные все равно будут наказаны.

Реформа школьного образования в направлении ЕГЭ буксует уже не первый год, встречая колоссальное сопротивление со стороны учителей, экспертного сообщества, родителей, которым приходиться тратить деньги на репетиторов, ну и самих детей, чье мнение, кажется, вообще никого не интересует.

Если Ливанов будет продолжать политику в том же духе, то следуя законам физики, естественным образом должна наступить «точка бифуркации». Огромное негодование, которое вызывает деятельность непопулярного министра, рано или поздно отрицательно скажется на имидже главы правительства и президента. Если игнорировать существующий общественный протест, то последствия для премьер-министра Медведева и всего кабмина могут стать катастрофическими. Можно предположить, что волна негатива к политике властей, наверняка, доберется и до Владимира Путина.