"Чурки" короля и "мусора" кардинала
На модерации
Отложенный
Моя старенькая соседка любит посудачить про «чеченцев, от которых в Москве житья нет». Вообще-то она чеченцев видела только по телевизору и в жизни принимает за них таджиков-дворников, про них она говорит, «наши то хорошие, но вот те, что творят», и ее гневный перст тыкается куда-то вбок и вверх, указуя на отсутствующий при разговоре телевизор.
Женщина она интеллигентная, и всякий раз извинительно добавляет, что она «против, чтоб людей по породам делили, но от чеченцев столько беспокойства…». Иногда она требует, чтоб я объяснил ей, «Почему ваши все время дерутся у Европейского». Меня она тоже считает чеченцем. Грозит пальцем и кокетливо говорит, «знаю я вас, д’Артаньянов — покорителей столиц».
Ну, просто, Алиса Витальевна, из Покровских Ворот!
А ведь забавно вопрос поставлен!
Классика этической литературой для юношества, по крайней мере, для советских людей, из тех, что «Значит верные книжки ты в детстве читал…». Но у д’ Артаньяна был прообраз, пожиже но тоже кое-что имелось в биографии,.
Дюма взял за основу фальшивку, «Мемуары г-на д’Артаньяна», а за мемуарами был уже реальный д’Артаньян. Реальный который ни каких мемуаров не писал, просто потому что был малограмотен и далек от всяких там культур-мультур, о реальном ходил анекдот, что случилось ему быть свидетелем поединка Сирано де Бержерака, последний, щеголяя поэтическим даром, начал сочинять экспромт прямо во время схватки и нанес последний удар, сопровождая его последней рифмой, восхищенный д’Артаньян подошел к поэту, бурно и искренне хвалил его великолепные навыки фехтовальщика.
Отметаем все наносное, вроде казни Карла I, истории с подвесками, железную маску. В сухом остатке:
д’Артаньян — гасконец, (дикий, воинственный, неотесанный горец, быкующий как даг или чех). Гасконцы это часть басков, они и в ХХ веке житья не давали нормальным, законопослушным гражданам Франции и Испании. д’Артаньян приезжает в Париж и поступает в роту королевских мушкетеров, которой командует другой гасконец, де Труавиль (еще один дикарь, предпочитающий формировать свою роту из земляков (таких же «чурок» как он сам, воистину, пусти куда-нибудь одного и не заметишь, как он весь свой аул притащит). Кстати, реальные Атос, Портос, Арамис, тоже были гасконцами, более того родственниками де Трувиля (такая знакомая нам семейственность, клановость, землячество).
д’Артаньян служит, делает карьеру, занимает место де Труавиля, растет все выше и выше…
Рота осуществляет охрану короля в мирное время и на войне. Судя по заданиям, которые выполнял реальный д’Артаньян (вроде ареста главы тогдашнего минфина Франции Николя Фуке со слежкой, погонями, контролем и охраной Фуке в различных тюрьмах вплоть до вынесения приговора, а также функций фельдъегеря в пору фронды), мушкетеры это не просто королевские телохранители, но и полноценная спецслужба с оперативно-следственными функциями. Это не что-то вроде нашего дореволюционного Императорского Конвоя, собранного из кавказских горцев и казаков, скорее это современное ФСО в оперативном подчинении которого находиться этнический спецназ,
Эти спустившиеся с гор вояки, устраивают в столице дебоши, распугивают горожан, вечно ищут где бы «срубить деньжат по легкому», мордуют гвардейцев кардинала, и выходят из воды сухими, благодаря высокому заступничеству, король же простил мушкетерам стычку с отрядом Каюзака.
В целом есть в этом что-то до боли знакомое и отнюдь не по книгам! Если анализировать сухой остаток дальше, придется учесть, что реальный д’Артаньян не только шпионил, захватывал, тайно конвоировал и т.д. и т.п., но и участвовал в реальных войнах с равноценными противниками. Мушкетеры использовались и как элитное военное подразделение (не только охранного типа, но и выполняющее функции штурмового отряда). Сам д’Артаньян был убит при атаке на бастионы Маастрихта выстрелом в голову. Эта атака была отчаянным предприятием, укрепления было приказано взять любой ценой под шквальным огнем от которого некуда было укрыться. д’Артаньян, будучи полевым маршалом (генерал-майором), лично повел мушкетерские роты в бой. О его смерти сожалели и при дворе, где ценили оперские возможности его самого и его части, и в армии, где его считали образцом спецназовца. Я бы определил королевских мушкетеров в современных российских системах координат как батальон «Восток», но замкнутый не на ГРУ, а на ФСО и современного д’Артаньяна вполне могли бы звать Сулим Ямадаев.
Для полноты сходства забавная личностная деталь. Реальный д’Артаньян был худороден, по матери он восходил к обедневшему графскому роду, а по отцу все было совсем плохо, его прадед был буржуа, купивший так называемый замок, (двухэтажный сельский дом, жилище обнищавших бар). Титула это не давало. Его дед самозванно объявил себя дворянином, женившись на девушке из обнищавшей дворянской семьи. д’Артаньян всю жизнь пытался компенсировать свое худородство. Сначала он добился права именоваться по матери, а не по отцу (поэтому мы знаем именно д’Артаньяна, а не де Баца), добившись чинов он стал представляться графом, что тоже было чистой воды самозванством. д’Артаньян даже сочинил себе герб из орлов и серебряных замков.
Дома у Ямадаева висел на видном месте пышный дворянский герб и на вопрос, что это, он обычно не слишком внятно объяснял о связи своей семьи с каким-то княжеским грузинским родом.
Казалось бы, где эталонный «друг без страха и упрека», известный всякому школьнику и где сумрачный благородно-демонический посмертный образ Героя России чеченской национальности (реального гасконца д’Артаньяна назвали после смерти лучшим французом).
Но именно из французского отмороженного «чурки», хитрого, грубого, абсолютно беспощадного, бесстрашного и беспринципного, с припадками бешеной агрессии, и понятками вместо норм, родилась формула современного прикладного благородства: «правильный пацан» это хорошо, хотя и не эквивалентно «хороший мальчик».
Комментарии
— Ты гандон и он гандон, а я виконт де Бражелон.
На балу Ржевский объявляет:
— Господа офицеры, замечательный каламбур слышал я на днях. Вы все пидорасы, а я д'Артаньян, но в стихах это было просто прекрасно, уверяю вас, просто прекрасно.