Модернизировать нужно нашу ментальность
На модерации
Отложенный
Для выхода из экономического кризиса России не нужны ни новые технологии, ни новые государственные структуры, ни новые финансовые схемы - в переменах нуждается только ментальность людей, уверена кандидат психологических наук, консультант по управлению Нелли Власова. Как "разбудить" в каждом дисциплинированность и ответственность, она рассказала корреспонденту "РГ".
Российская газета: Все мы хотим быть богатыми, здоровыми, успешными и счастливыми. Почему-то получается плохо. Что нам так сильно мешает?
Нелли Власова: Мне часто вспоминается фраза Павла Бородина: "Я всегда сравниваю две страны: Японию и Россию. Японию, где ничего нет, но все есть, и Россию, где все есть, но ничего нет". Получается, что все наши богатства нам впрок не идут, даже природные. Российские психологи выявили две основные причины, мешающие нам стать успешными. Первая - это так называемый "поврежденный этос" народа, то есть вся система убеждений людей, которая выражается в нормах их поведения. У нас очень низкая ответственность, низкая дисциплина, абсолютная дезорганизация. Мы привыкли жить в хаосе, мы его даже не замечаем.
Но самое главное, что нам вредит, - установка на патернализм государства. Каждый из нас ждет, что ему что-то должны дать, что ему чем-то обязаны помочь. Вот это и есть поврежденный этос. Вторая причина - "стиль молотка", командирство на всех уровнях. Оно "царствует" везде, даже на уровне детских садов. Как-то сняли скрытой камерой девчонок-воспитательниц, которые только пришли в детсад и никогда никем не командовали. Выяснилось, что и они на 18 втыков используют только одно поощрение. Это автоматически происходит, это сидит в каждом из нас.
РГ: А чем так уж плохи начальники-командиры? Главное, чтобы результаты были...
Власова: На семинаре руководитель с пеной у рта доказывает мне: понимаете, пока я на подчиненных ору - что-то делается. Только я отошел - все замерло. И он в этом убежден!.. А я ему в ответ: пока вы кричите, вы воспитываете только две категории сотрудников - рабов и повстанцев. "Повстанцы, - говорю, - наверное, у вас уходят?" - "Уходят". - "Какая у вас текучесть кадров? По нормам десять процентов сотрудников в год можно поменять, сорок - уже катастрофа". Он говорит: "У нас шестьдесят". - "Так посчитайте - стоимость одного ушедшего сотрудника для компании равняется полутора его годовым окладам. Вы деньги сжигаете, а причина - ваш крик". Вот у таких руководителей (а их большинство) остаются только рабы - те, кому некуда идти по разным причинам. Но рабский труд был и остается во все времена самым мало эффективным. А России сейчас нужно скакнуть вверх не на 10-20 процентов, а на 400-500: увеличить эффективность производства в четыре-пять раз. Нужен рывок, а с рабами он невозможен.
РГ: В общем, в России опять все те же беды. Но знает ли кто-нибудь, как с ними справляться?
Власова: Традиционно принято жаловаться на эти проблемы: мол, вот такие у нас безответственные люди... И это первая мировоззренческая ошибка, которую можно сейчас исправить, и для этого есть все средства. Не надо жаловаться. Надо осознать и поверить, что многое можно изменить. Для этого не потребуется десятилетий, не нужно никого водить сорок лет по пустыне. Известно: чтобы биологический организм превратился в другой, мутировал в нужном направлении, надо изменить только 25 процентов генов. Точно так же, чтобы изменить этическую систему, нужно "переделать" четверть населения.
Сейчас ответственностью и дисциплинированностью в нужной степени наделены, может быть, пять процентов россиян.
Не больше. А надо - чтобы 25%. Но самое главное, что сегодня можно и половину населения перевоспитать, в этом нет ничего невозможного. Ни новое оборудование, ни технологии, ни деньги, ни новые структуры и финансовые схемы нам не нужны для выхода из кризиса - только идеология, которая даст людям понять: любому работнику в миллион раз выгоднее быть ответственным и дисциплинированным, а любому командиру в миллион раз выгоднее быть лидером. Лидер относится к подчиненному не как к исполнителю, а как к инвестору - к человеку, который добровольно инвестирует в предприятие свои навыки и интеллект.
Эти две задачи (превратить жертв в хозяев собственной судьбы, а командиров - в лидеров), поскольку они абсолютно новые, требуют и абсолютно новых методов. Это, если хотите, нанотехнологии в психологии. Материал, обработанный на микроуровне, приобретает феноменальные свойства: золото перестает проводить электричество, а стекло становится невероятно прочным. Так и с человеком: нужно действовать не на макроуровне, апеллировать не к сознанию (увы, не только оно управляет нашим поведением), а на уровне подсознания. Именно в подсознании каждого человека с рождения заложены все эталоны человеческого поведения - об этом еще сто лет назад написал Карл Густав Юнг в книге "Коллективное бессознательное". Нам надо просто запустить то, что создала природа. Ведь дисциплинированность и ответственность соответствуют всем основным потребностям человека: они позволяют нравиться окружающим, вызывают уважение, дают нам возможность себя реализовать и при этом жить в комфорте без стрессов и неприятностей.
РГ: А как воздействовать на подсознание? Надо загипнотизировать всю страну?
Власова: Не в гипнозе дело. Известно, что языком подсознания не могут являться слова - только образы, то есть картинки и еще афоризмы, которые тоже несут спрессованный смысл и содержат образ. Как сказал педагог Шаталов: "Поместите огурец в рассол, и он станет соленым без ваших призывов и назиданий". Нужные, воспитывающие образы, социальная реклама особого рода - это и есть та среда, в которую надо всех нас погрузить. Вот вы где-то сидите, работаете, а на стене висит картинка, например, с подписью "Когда горишь на работе, работе это нравится". Тут же - ежедневник, где тоже картинка с афоризмом, рядом - блокнот. Вы должны везде на это наталкиваться, вас должны окружать вещи, несущие идеологический заряд, и это будет пропитывать ваше подсознание. В результате оно пусть медленно и постепенно, но меняется - без всяких нотаций, без принуждения. Казалось бы, все слишком просто, но это действует, и еще как: проверено на тех коллективах, в которых я провожу тренинги.
У меня таких картинок с воспитывающими афоризмами - четыре тысячи. По разным темам. "Когда не знаете, за что взяться, беритесь за ум", "Доверие виртуально, но зарабатывается пОтом"... Сама все придумываю - взять оказалось просто не у кого. Я обнаружила, что даже у сатириков нет "воспитывающего момента", только констатация горьких фактов. Есть у меня и подборка по коррупции - 120 слайдов. Плюс десять "антистрессовых", меняющих отношение к жизни пособий. Понимаете, это другая форма обучения, люди сейчас настолько перегружены информацией, что не могут и не будут больше никогда читать толстые умные книги. Им нужны картинки, клипы, но обязательно воспитывающие, пробуждающие наши истинные ценности. Люди, погружаясь во все это, начинают чувствовать себя счастливыми: они начинают понимать, что они больше нравятся другим; что ответственность - это их ангел-хранитель.
Комментарии