Женщины Сталина
На модерации
Отложенный
В сталинский 130-летний юбилей, случившийся на излете года, вновь разобраны по полочкам многочисленные ипостаси вождя народов – и как лучшего друга детей, и друга физкультурников, друга ворошиловских стрелков и сталинских соколов… Тема «Сталин – лучший друг женщин» освещена не так подробно. Мы решили восполнить этот пробел, в частности попробовали разобраться, к какому женскому типу тяготел вождь, можно ли говорить о «девушке его мечты».
Подруги ссыльного революционера
Биографы установили двух женщин, скрашивавших жизнь молодого Иосифа Джугашвили во время вологодской и туруханской ссылок. Вологодскую подругу звали Пелагеей Георгиевной Ануфриевой. Познакомились они с Иосифом на квартире тоже ссыльного – некоего Чижикова – примерно в июне 1911 года. В полицейских донесениях Ануфриева фигурирует как «Нарядная», Сталин – «Кавказец». «Кавказец» и «Нарядная» гуляют по Вологде открыто. Часто встречаются на квартире Чижикова в его отсутствие. 6 сентября того же года они расстаются, в этот день Коба совершает побег с места ссылки с паспортом Петра Чижикова в кармане. Остается добавить, что в декабре 1912 г. Сталин прислал Ануфриевой книгу «Очерки по истории словесности» с такой дарственной надписью: «Умной, скверной Поле от чудака Иосифа».
Портрет Пелагеи Ануфриевой не сохранился, так что делать какие-нибудь выводы относительно «типажа» мы не можем. «Нарядная» умерла в 1955 году, на два года пережив своего вологодского кавалера.
Еще меньше известно о другой подруге будущего вождя – Лидии Платоновне Перепрыгиной, на квартире которой в селе Курейка Туруханского края Иосиф Джугашвили жил во время своей последней ссылки. Считается, что отцом ее сына Александра, родившегося в апреле 1917 года, был ссыльный Джугашвили. Он якобы при рождении был даже зарегистрирован под этой фамилией, но после того, как Перепрыгина в 1920 году вышла замуж за крестьянина Якова Давыдова, получил фамилию отчима.
Законные жены
Первая любовь Сосо Джугашвили стала и его первой женой. Познакомились они с Като Сванидзе в 1906 году в доме №3 по Фрейлинской улице Тифлиса. А спустя всего два или три дня 26-летний Иосиф Джугашвили и 19-летняя Екатерина Сванидзе сочетались законным браком.
Какой была маленькая, хрупкая Като Сванидзе? Вот как рисует ее один из семинарских однокашников Сталина, его друг детства: «Она глядела на него, как на полубога… Эта истинно грузинская женщина была глубоко верующей. Ночами она горячо молилась, чтобы Коба отвернулся от богопротивных идей ради мирной семейной жизни в труде и довольстве».
Любовь была взаимной, но, увы, недолгой. Като Сванидзе умерла от брюшного тифа 22 ноября 1907 года, оставив Иосифу шестимесячного сына Якова.
Вторым браком Сталин был женат на Надежде Аллилуевой. Она родилась в Баку в семье революционера Сергея Аллилуева, товарища Кобы по партии.
В 1918 году Надежда вышла замуж за Иосифа. Надежде – 17 лет, Иосифу – 38.
Старая большевичка Лидия Фотиева так охарактеризовала Надежду Аллилуеву, некоторое время работавшую в секретариате Ленина под ее руководством: «Красивая, очень красивая. Грузинские глаза. (У отца много цыганской крови, бабушка матери – грузинка. – Авт.) Почти всегда красивая. Но иногда неинтересная, что-то грубое проступает».
Аллилуева, как и ее предшественница, смотрела на мужа, как на полубога. Только ее главным богом, ее религией был коммунизм.
9 ноября 1932 года 31-летняя Надежда Аллилуева покончила жизнь самоубийством, застрелившись из дамского пистолета. О причинах существует множество версий – начиная с политической и кончая бытовой.
Вспоминает дочь Светлана Аллилуева: «На нее, почти еще ребенка, свалилась камнем любовь к человеку, вернувшемуся из ссылки, жившему тяжелой жизнью революционера, человеку, идти рядом с которым нелегко было и товарищам.
А она пошла рядом, как маленькая лодочка, привязанная к большому океанскому кораблю, так я и вижу эту пару рядом, бороздящую бешеный океан…»
Первая, совсем юная жена смотрит на мужа, как на полубога, другая следует за ним, как лодка за кораблем. И обе женщины – предельно скромны в нарядах, по-монашески строго одеты, никаких украшений, никакого макияжа! Именно такой тип, облик и устраивал сурового революционера, а впоследствии диктатора.
«Гарем» вождя
После 1932 года Сталин жил, что называется, бобылем. Но это не значит, что рядом с ним не было женщин. Были, и немало, что дало возможность некоторым исследователям говорить про сталинский «гарем». Первооткрывателем этого «гарема» стал некто Леонард Гендлин в своей книге «Исповедь любовницы Сталина», впервые опубликованной в Лондоне в 1983 году. Считая певицу Веру Давыдову «старшей и любимой женой» вождя, он называет имена и других «наложниц» – народных артисток Златогоровой, Лепешинской, Барсовой, Шпиллер, Семеновой…
Режиссер Александр Бурдонский (сын Василия Сталина) по поводу Веры Давыдовой заявляет следующее: «Я видел Давыдову в документальном телефильме. У нее тот тип, который, я знаю это от Аллилуевых и от отца, Сталину нравился. В фильме певица рассказывает, что ее как-то раз привезли к Сталину и тот попросил скрасить его одиночество. Она категорически отказалась. Ее увезли. Кара могла последовать страшная. Однако никаких «оргвыводов» сделано не было. Правда, актриса нашего театра (Театра Российской армии. – Авт.), многое в жизни повидавшая, сказала по этому поводу: «Ха, попробовала бы она отказаться». А как там было – не знаю».
Бывший охранник Сталина Алексей Рыбин в своей книге «Миф о любовницах Сталина» пишет: «Вождь был оперным меломаном. Он часто бывал в Большом театре, иногда приглашал артистов в Кремль или на дачу. Артисток (как и артистов) действительно привозили по ночам. Но привозили с совсем иной целью. Сталин, принимая в Кремле или на даче иностранные делегации, любил завершать деловые переговоры концертом… В октябре 1943 года Сталин принимал у себя английскую и американскую делегации. Примерно в час ночи Власик по его указанию привез артистов. Многих подняли с постели. Это были Давыдова, Шпиллер, Лемешев, Барсова, Златогорова, Райкин и др. После отъезда гостей Сталин подошел к артистам и строго сказал: «Товарищ Давыдова, вы вызвали у иностранцев усмешку вашей ультрамодной одеждой (на ней был какой-то поясок с букетом ниже пупка). Шпиллер тоже интересная женщина, но она одета так, как и полагается советской женщине».
Как видим, и здесь вождь верен своим вкусам – женщину украшает не только красота, но и скромность. Это его навсегда сложившийся тип женщины!
Верна до гроба
И наконец, последний женский персонаж – «хозяйка» Ближней дачи Сталина Валентина Истомина. В течение почти 20 лет (с 1935 по 1953 год) она была бессменной экономкой на даче в Кунцево. Во время выездов Сталина на отдых, как правило, сопровождала вождя. Когда Сталин умер, в присутствии членов Политбюро упала к нему на грудь и «заплакала в голос, как в деревне». Из этого факта Д. Волкогонов делает вывод, что Сталин, «видимо, был для нее значительно ближе, чем для соратников» («Триумф и трагедия»). Волкогонов только намекает, но многие другие авторы записывают Истомину в «тайные жены Сталина». Молотов в беседе с писателем Феликсом Чуевым заявил следующее: «Валентина Истомина? Да, была такая на даче. Приносила посуду. А если и была женой, кому какое дело? Я вот читаю, как Энгельс к этому просто относился. У него не было формально жены. Он жил со своей хозяйкой-ирландкой. А жениться ему было некогда. Так почему Сталину нельзя?»
Комментарии
Я понимаю, если бы эти женщины влияли на политику. Но они просто были рядом. Что, так важно знать, соблюдал ли Сталин целибат?
В общем, оно бы имело смысл, если б было написано в пятидесятые. Когда пуританство всюду насаждалось.
Но сейчас, даже если все правда, Сталин выглядит скромником.