Мост на Сахалин - это мост в будущее страны

Соединение крупнейшего острова страны с материком как никогда актуально, заявил министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев, подводя итоги первого года работы своего ведомства.

Комментирует известный общественный деятель, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН Владимир ПОЛЕВАНОВ.

– Вопрос о том, соединять Сахалин с материком или нет, не стоит. Это надо было делать ещё вчера. Главный вопрос – как соединять. Возможны два способа: тоннель (его начинали строить ещё при Сталине, но, к сожалению, не закончили) либо мост. На мой взгляд, первый вариант предпочтительнее. Ла-Манш, где вообще не бывает льдов, пересекли тоннелем, потому что это безопаснее. А пролив Невельского – как раз через него будет идти мост или тоннель на Сахалин – зимой замерзает. Здесь сложные метеорологические условия. Поэтому мост будет всё время подвергаться большим нагрузкам, и через какое-то короткое время его придется ремонтировать. Тоннель в этом плане на порядок безопаснее.

То есть строить надо обязательно. А что именно, должны рассчитать инженеры. Но делать всё надо достаточно быстро. В создании трансконтинентального моста заинтересованы многие, и Россия могла бы быть страной, которая оседлает это направление первой. Потому что с нами как крупнейшим транспортным коридором уже активно конкурирует Китай, который соединился железными дорогами с некогда нашей Средней Азией.

Дорога через пролив Невельского – это первый этап. Следующим мог бы быть тоже скорей всего тоннель с Сахалина на Хоккайдо. То есть возникает прямая сухопутная связь Лондон–Токио. Таким образом мы соединили бы Старый Свет с сегодняшним Новым Светом, потому что Юго-Восточная Азия – наиболее динамично развивающаяся часть Земли, за ней – мировое будущее.

Если обратиться к истории, то Россия и возникла как страна на пути из варяг в греки. Мы были транспортным коридором с севера Европы на юг ещё в древности.

Сегодняшняя Россия, имея в распоряжении два континента, могла бы стать суперстраной, сосредоточив на своей территории основные транспортные потоки.

Мы должны обустроить и освоить Северный морской путь. Он на 40% дешевле и короче, чем через Суэцкий канал, как сегодня осуществляется большая часть перевозок между Западной Европой и Японией. То есть для начала нам надо активнее осваивать морское направление Мурманск–Токио, построив систему баз и складов на Северном Ледовитом океане, и браться за трансконтинентальное – Токио–Лондон, тем более что тоннель через Ла-Манш есть. Затем мы могли бы соединить Азию с Америкой: строительство дороги на Аляску – проблема технически решаемая уже сейчас. Всё это дало бы нам мощный толчок к развитию и гигантские деньги. К примеру, Египет на одном Суэцком канале получает 50% своего валового внутреннего продукта!

Мост или тоннель на Сахалин можно построить за пять лет (плюс год на проектирование) – при нормальном подходе, при деятельном правительстве, при координации всех сил, при объявлении проекта народной стройкой и при решении, естественно, финансовых вопросов. Это взбодрит переселенческую политику. Дальний Восток обезлюдел, а такой масштабный проект потребует большого числа рабочих рук, специалистов.

Почему я считаю, что стройку надо делать общенародной? В своё время именно так вся страна поднимала Комсомольск-на-Амуре. И сейчас он является крупнейшим индустриальным центром Дальнего Востока. Вся страна строила БАМ. А иначе его бы не было.

Сегодня стране не хватает цели, не хватает идеи, не хватает дела, которое бы объединяло всех. Поэтому мост на Сахалин может стать одним из проектов возрождения России – и в идеологическом, и в экономическом планах.

Это путь развития. Это мост в будущее страны. Любые высокие слова здесь уместны.