В Страсбургском суде рассмотрят дело из России
На модерации
Отложенный
Европейский суд по правам человека в Страсбурге в ближайшее время рассмотрит дело жителя города Котово Александра Гребенникова, чудом выжившего после пыток в стенах местного РОВД.
Как рассказал ИА «Город героев» Игорь Дьяков, защитник Александра Гребеникова, эта жуткая история началась в феврале 2005 года. Сотрудники Котовского РОВД задержали Гребенникова и потребовали признания в тяжких преступлениях – грабеже и насилии. Гребенников отрицал своё участие в преступлениях и потребовал адвоката.
Связаться с адвокатом ему не позволили. Вместо этого на Гребенникова надели противогаз, перекрыли поток воздуха и несколько раз ударили по голове наполненной водой пластиковой бутылкой. Подозреваемый не признавался. Продержали в СИЗО два дня, потом собрались выпустить. Но на выходе из Котовского райотдела вновь задержали. И, усадив в машину, четверо работников милиции повезли парня в лес, где сообщили, что тот должен либо подписать признание или «он не будет найден». После чего раздели и стали избивать металлическими прутьями, а потом привязали к машине и тащили по земле. Не выдержав пыток, Гребенников согласился подписать «признание».
Дело о «раскрытом» преступлении было передано в суд.
- Медицинское освидетельствование подтвердило, что у моего подзащитного возникло смещение ребёр от удара тупым предметом как раз в тот промежуток времени, когда он находился в застенках РОВД, - рассказал Игорь Дьяков. – Однако местная прокуратура оставила эти факты без внимания.
Суд, рассматривавший дело, тоже не принял во внимание заявление подсудимого о том, что признание он написал под пытками. 30 ноября 2005 года приговором Котовского райсуда Гребенников был лишён свободы на девять лет. Впоследствии областной суд уменьшил наказание до восьми с половиной лет колонии.
Попытки оспорить решение в вышестоящих судебных инстанциях успехом не увенчались. Гребенников отправился отбывать наказание в исправительную колонию Фролово. А затем, в 2006 году, вместе с защитником Игорем Дьяковым он направил жалобу в Европейский суд Страсбурга.
И оттуда пришёл ответ, что дело принято к рассмотрению. И защитник, и осуждённый знали, что ожидание длится годами.
И вот на днях пришло долгожданное известие из Страсбурга.
- В нём сообщается, что наше дело будет рассматриваться вместе с делами ещё шести россиян, ставших жертвами пыток сотрудников МВД РФ, - рассказал Игорь Дьяков. – Все заявления рассмотрят в соответствии со Статьей 3 Конвенции о жестоком обращении со стороны сотрудников полиции.
Вместе с этим, как следовало из письма, председатель первой секции Европейского суда по правам человека предложил правительству РФ ответить на некоторые вопросы и представить документы, составленные во время задержания. Правительству РФ установлены сроки представления документов и предложено указать на 2 июля 2013 года свою позицию относительно дружественного урегулирования этого дела.
- Нам удалось выяснить, что «дружественное урегулирование спора» означает полную реабилитацию осуждённого и выплату ему компенсаций, - поясняет Игорь Дьяков. – Но на такие меры российская сторона, как правило, не идёт, поскольку вердикты наших судебных инстанций уже вступили в законную силу.
Тюремный срок у Александра Гребенникова подходит к концу.
- Нам удалось узнать и о судьбах тех шести человек, чьи дела будут рассматриваться вместе с нашим, - рассказывает корреспонденту ИА "Город героев" Игорь Дьяков. – Одного из них, например, сотрудники МВД зверски пытали в присутствии его жены, требуя признаться в убийстве. Поначалу он не соглашался. Но когда нелюди пригрозили, что «пустят жену по кругу», он подписал признательное показание. Итог – пожизненное заключение.
Какова же судьба тех сотрудников Котовского РОВД, что «сумели добиться» признательного показания от Гребенникова?
Как рассказал Игорь Дьяков, один из бравых милиционеров впоследствии был осуждён по уголовной статье, но уже совсем по другим эпизодам, второй уволился из РОВД и сейчас работает адвокатом. Третий продолжает нести службу в Котовском РОВД, теперь именуясь полицейским.
Комментарии