На зарплаты сотрудников "Сколково" уходило более 1 млрд
На модерации
Отложенный
Аудитор Счетной палаты, проводивший проверку «Сколково», рассказал о нарушениях в иннограде, Владиславе Суркове и о том, как другие страны зарабатывают на инновациях.
В апреле 2013 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело против вице-президента иннограда Алексея Бельтюкова. Его заподозрили в растрате $750 тыс. Эта сумма, по данным следствия, была выплачена депутату Госдумы Илье Пономареву за лекции и научную работу. Фонд и до этого обвиняли в слишком вольном расходовании средств. Аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин в интервью корреспонденту «Известий» Анастасии Кашеваровой подробно рассказал о проверке «Сколково» и объяснил, почему работу руководства иннограда нельзя считать эффективной.
— В связи с чем Счетная палата проводила проверку фонда «Сколково»?
— Во-первых, это капиталоемкий проект. Во-вторых, ни одна серьезная страна не сможет спрогнозировать какую-то устойчивость и сценарий, не имея внятной программы инновационного развития. Я уж не говорю о формировании нового производственного технологического уклада, который без инновационных площадок невозможно создать. Успешный опыт создания иноградов есть: белорусы в 2005 году начали разрабатывать нормативно-правовую базу, в 2006 году их организация начала получать доход. Мы потратили $2 млрд, а они уже заработали 1 млрд. В Минске уже в 2006 году объявлены критерии эффективности расходования госсредств, а мы от Вексельберга получаем еще только обещания разработать их к нынешнему декабрю. Так что со всех точек зрения для нас это было важно, тем более что к нам также обратились ФСБ и МВД с просьбой включить в проверку перечень вопросов.
— Многие связывают отставку вице-премьера Суркова с проверкой «Сколково». Некоторые говорят, что скандал со «Сколково» — чуть ли не второе дело по типу «Оборонсервиса»...
— В соответствии с законом «Сколково» представляет собой территориально обособленный комплекс с особым (льготным) правовым режимом деятельности и единым негосударственным управлением указанного комплекса. Такой статус предусматривает высокую планку ответственности руководства фонда за конечный результат, в том числе за эффективное расходование финансовых ресурсов, которые передаются фонду из федерального бюджета.
В целом за три года на реализацию проекта из федерального бюджета выделено свыше 55 млрд рублей, из них использовано по состоянию на 1 января 2013 года более 24 млрд рублей.
Я думаю, что проверка была полезна в первую очередь для самого фонда. Они пришли из частного бизнеса, думают, что деньги сыпятся с небес, что их никто проверять не будет. Если вот эти 55 млрд, которые были на 1 января 2013 года выделены, направить на 14 уже имеющихся наукоградов по всей стране, то мы бы получили невероятный инновационный взрыв, который Россия еще не переживала. Там бы все ученые в такой эйфории находились, такой бы прорыв был.
Я не думаю, что увольнение Владислава Суркова связано со «Сколково». Я не знаю, какие здесь причины. Он был куратором 15 комиссий, а то и больше. Что там на самом деле произошло, не знаю.
— Проверяла ли Счетная палата законность договора между фондом «Сколково» и Ильей Пономаревым?
— Когда шла проверка, осуществить анализ договоров в полном объеме не представлялось возможным. Ведь только после начала проверки Счетной палаты в фонде «появился» реестр договоров. Наши коллеги из Следственного комитета, вероятно, изучив данный реестр, получили возможность для правовой оценки заключения данного договора. Мы не могли проверить этот договор, потому что не было реестра договоров. Наша проверка заставила систематизировать все виды затрат. Если б мы проверку не сделали, то следователи и не узнали бы о том, что Пономарев получал деньги от «Сколково» на незаконных условиях.
— Какие основные нарушения выявила проверка?
— Субсидии, направленные на реализацию проекта «Сколково», не имеют конкретных целевых показателей в привязке к срокам их реализации, что создает риски достоверности оценки эффективности их использования. Данная ситуация создала условия, когда часть субсидии 2010 года была направлена на покупку векселей в Мострансбанке на сумму 200 млн рублей, а также размещена на депозитах в Меткомбанке в сумме 3,5 млрд рублей, что не соответствует цели предоставления субсидии. Установлены факты передачи средств грантов юридическим лицам, не являющимся участниками проекта «Сколково». Так, значительная сумма была предоставлена в качестве гранта юрлицу, которое не является участником проекта. Речь идет о Массачусетском технологическом институте. Ему было выплачено 1,6 млрд рублей.
Также Сколтеху, юридически не являющемуся участником проекта, был предоставлен грант в размере 401 млн рублей в нарушение Положения о предоставлении грантов.
— Получается, бюджетные средства расходовались совершенно бесконтрольно?
— Бюджетные средства в сумме более 24 млн рублей, перечисленные фонду и перенаправленные в «дочку» — ООО «ТФК «Сколково», вкладывались в улучшение имущества третьих лиц, аффилированных с руководителем финансового департамента фонда Кирилла Луговцева. За 2011 год «Сколково» было перечислено ООО «ТФК «Сколково» 125 млн рублей, из которых фактически израсходовано 65 млн рублей, в основном на ее содержание. При этом деятельность, для осуществления которой создана компания (возмещение таможенных платежей участникам проекта и оказание им услуг таможенного представителя), в 2011 году не осуществлялась. ООО «ТФК «Сколково» был заключен договор аренды помещения площадью 167 кв. м с ООО «Ника» (фирма, аффилированная с руководителем финансового департамента фонда Луговцевым), расходы по которому составили 20,8 млн рублей. Кроме того, между ООО «ТФК «Сколково» и ООО «Бау Форвард» был заключен договор подряда на выполнение ремонтно-строительных работ офисных помещений, арендуемых ООО «ТФК «Сколково» у ООО «Ника» на сумму 3,8 млн рублей.
Также были нарушения в виде отсутствия до 10 августа 2012 года реестра договоров, заключенных фондом, отсутствия в большинстве структурных подразделений утвержденных положений о них, нет штатного расписания и приказа о его утверждении, а также коллективного договора, должностных инструкций работников фонда, соглашения или единого локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда работников.
При этом фондом были заключены договоры возмездного оказания услуг с консалтинговой компаний — ЗАО «РЕ-Финанс» («Ренова-Финанс» — «дочка» компании «Ренова», принадлежащая Виктору Вексельбергу) — о постановке и ведении бухгалтерского учета, оказанию услуг по управлению кадрами фонда, а также о формировании регистров и ведении управленческого учета и отчетности фонда. На аналогичных условиях были заключены договоры между дочерними обществами фонда и ЗАО «РЕ-Финанс». Общая сумма денежных средств, выплаченных по указанным договорам, составила более 138 млн рублей.
В нарушение требований устава фонда в 2010–2012 годах финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс советом фонда не утверждались. Бюджет фонда (фонд и его дочерние общества) и отчет о его исполнении в 2010 году не утверждались. В 2011 году не утверждались бюджеты дочерних обществ.
— А что за история с зарплатами руководства иннограда?
— Расходы на выплату заработной платы фонда и его дочерних обществ составили в 2010 году 75,5 млн рублей, в 2011 году — более 1 млрд рублей. При этом без издания организационно-распорядительного документа и в отсутствие предусмотренного заключенными трудовыми договорами основания фондом были совершены выплаты компенсационного характера отдельным сотрудникам фонда на общую сумму более 50 млн рублей.
— Когда-нибудь «Сколково» начнет зарабатывать?
— Начинать формировать огромную инновационную площадку, не имея нормативно-правовой базы, а самое главное, не имея вуза, смешно. Начинать такую деятельность, не имея научной площадки, глупо. На базе Гарварда создать такую площадку — это понятно, там есть лаборатории, есть фундаментальная научная база, очень жесткие правила, ты не получишь лабораторию и доллары, если не подпишешь договора, что 50% патентных прав принадлежит Гарварду.
Государство дает в большом объеме деньги и рассчитывает, что экономика, социальная сфера должны что-то получить — какие-то IT-технологии должны появиться, какой-то продукт. Вы сделайте приоритетные направления, чтобы шарлатаны не предлагали какую-то идею, которую 25 лет назад изобрели.
Казахстан на базе назарбаевского университета сделал такую площадку, которая формирует элиту нации.
Я спрашивал у представителей «Сколково», на чем у вас основана уверенность, что все эти потраченные миллиарды принесут результат экономике и России, а не Израилю и прочим государствам. Может, они у нас будут разрабатывать, а внедрять будут в другие государства? Тогда надо прямо сказать, что это мировая инновационная площадка для развития мировой экономики.
— Как реагировали в «Сколково» на проверку?
— Фонд признал наличие выявленных нарушений. Уже в ходе контрольного мероприятия фондом были устранены финансовые нарушения на общую сумму 3,8 млрд рублей. До завершения проверки фондом утвержден план мероприятий, который предусматривает комплексную систему мер, направленных на устранение нарушений и недостатков в деятельности фонда, допущенных за 2010–2012 годы (всего 52 мероприятия). На сегодняшний день часть мероприятий реализована. Ряд документов, регламентирующих деятельность фонда, находится в стадии разработки и проходит необходимые процедуры согласования.
— Политическое давление в ходе проверки оказывалось?
— Нет. И даже попыток не было. Какой смысл? Многие меня знают. Мы делаем свою работу. Там уже следственные мероприятия и уголовные дела идут во всю.
— Вы докладывали о результатах проверки руководству страны?
— По решению Коллегии Счетной палаты направлены письмо президенту России, представления в Минфин и руководству фонда. Материалы проверки также были направлены в ФСБ России и Генеральную прокуратуру по их обращениям. Также были проинформированы палаты Федерального собрания.
В настоящее время Следственный комитет осуществляет в рамках своей компетенции мероприятия, в том числе основанные на результатах проведенной Счетной палатой проверки. Так, факты, связанные с деятельностью ООО «ТФК «Сколково», а также бывшего директора департамента финансов фонда Луговцева и гендиректора ООО «ТФК «Сколково» Хохлова, содержатся в акте Счетной палаты, составленном по результатам проверки фонда. По остальным эпизодам идут следственные действия.
— Что дальше ? Проверка закончена, теперь забудьте?
— В декабре 2013 года Счетная палата планирует приступить к комплексному аудиту эффективности расходования средств бюджета, направленных на создание «Сколково».
Для нас самое главное, чтобы были разработаны показатели, критерии оценки эффективности освоенных средств. Мы договорились, что с начала 2014 года начинаем аудит эффективности «Сколково», но начинать аудит, не имея критериев, — это пустой разговор. По итогам финансового аудита они составят реестр собственности, реестр договоров. Дальше мы просили обратить внимание, что у фонда очень большие расходы и они противоречат действующему законодательству. Массачусетсу деньги дали, а грантополучателем они не являются, и Сколтех — тоже. Здесь два решения: либо меняйте закон, либо возвращайте деньги.
Комментарии
Хватит действовать дедовскими методами мелких хищений и воровать миллионы. Настало время сообразуясь с разработаными в "Сколково" технологиями переходить на многомиллиардный уровень.
Главный прихватизатор России с яйценосным Вексельбергом - достояние страны, которым она вправе гордиться.