Почему Меркель не встретилась с Карзаем?
После того как впервые за два года в Афганистане погиб немецкий солдат, туда с необъявленным визитом прибыла Ангела Меркель (Angela Merkel). Неожиданным образом канцлерин обделила вниманием президента страны Хамида Карзая (Hamid Karzai) – обошлось без встреч на высшем уровне. Власти Афганистана упрекнули Берлин в неуважении.
Меркель вместе с министром обороны ФРГ Томасом де Мезьером (Thomas de Maiziere) посетила штаб немецких вооружённых сил в Мазари-Шарифе. Она также возложила венок на могилу погибшего немецкого военнослужащего.
«Занимаясь подготовкой афганских сил безопасности, мы делаем великое дело, – заявила Меркель. – Но всё равно остаются места, где нет безопасности в принципе. Нам нужно там разместить немецких и, разумеется, афганских солдат». Официальный Берлин уделил особое внимание тому, как идёт подготовка местных военнослужащих. Их боеготовность по-прежнему остаётся под большим вопросом.
Впрочем, среди тех, кто высказывался по Афганистану, только ленивый не прошёлся на счёт местных сил безопасности. Визит немецкой делегации запомнился другим: Меркель не посчитала нужным предупредить о своём прибытии власти Афганистана. Те назвали такое к себе отношение «неуважительным и нарушающим дипломатические нормы». К слову, нынешний приезд канцлерин стал для неё пятым за время пребывания на посту. Прошлый раз она приезжала весной 2012 года. Тогда Меркель, хоть и не встретилась с Карзаем лично, побеседовала с ним по телефону. В этот раз президента поставили в известность лишь после того, как немецкий самолёт приземлился на афганской земле.
Это тем более удивительно, что тем для обсуждения у политиков, казалось бы, хватает. В Афганистане служат 4200 немецких солдат в составе 100-тысячной натовской коалиции. После масштабного вывода войск в 2014 году в стране останутся 8−12 тысяч человек. В их числе – предположительно восемьсот военных инструкторов из Германии.
Почему же Меркель не встретилась с Карзаем?
Причин может быть несколько. Во-первых, после того как ФРГ объявила о сохранении военного присутствия в Афганистане, представители «Талибана» пригрозили джихадом и присовокупили, что «Германии придётся пожалеть о своём нелогичном решении». В способности талибов устроить серию взрывов сомневаться не приходится. Смогут ли они перенести «поле деятельности» на немецкую территорию, сказать сложно.
Тем не менее в контексте заявления талибов поднимать эту тему – значит лишний раз провоцировать боевиков.
Во-вторых, вызывает сомнения, можно ли доверять властям Афганистана, сообщая им время прибытия, тем более – назначая встречу «в верхах»?
Карзай не может не понимать, что ждёт его после 2014 года. Хотя сам он делает хорошую мину при плохой игре, по факту его армия не может справиться с талибами. Талибы это периодически доказывают. В преддверии будущего года политика президента становится всё более хаотичной. Сначала Карзай обсуждает с эмиром Катара возможность открытия официального представительства талибов. Вероятно, для того, чтобы было с кем вести переговоры и начинать мирный процесс. После этого он обвиняет талибов и американцев в ведении сепаратных переговоров. Затем возмущённо выговаривает США, мол, нападения смертников в его стране внушают жителям страх, который якобы на руку американцам, поскольку возрастает необходимость их присутствия. В итоге Карзай заявляет о своём желании оставить девять военных баз США в Афганистане, для обслуживания которых понадобится 22 тысячи военных. Последняя новость резко портит отношения с талибами, что на корню пресекает возможность договориться мирно. Нет ничего удивительного в том, что те продолжают считать Карзая «марионеткой в руках Запада». При этом в стране продолжаются теракты. Некоторые из них выглядят весьма подозрительно.
В начале марта с визитом в Афганистан прибыл министр обороны США Чак Хейгел (Chuck Hagel). У него была запланирована встреча с Карзаем. Вскоре после того как гость из США приехал в здание Министерства обороны в Кабуле, близ строения произошёл сильный взрыв. Его совершил террорист-смертник. В тот же день был совершён ещё один теракт.
Талибы известны своим «гостеприимством» – таким образом они стараются встречать всех представителей вражеского Запада. Есть одно но: теракт произошёл буквально через час после прибытия Хейгела. Могли ли талибы в столь короткий срок спланировать и устроить серию взрывов, учитывая, что прибытие американца не анонсировалось? Теоретически – да, практически – маловероятно. Выходит, они с большой долей вероятности знали о визите заранее. Откуда талибы могли почерпнуть сведения? Остаётся только догадываться. Пока ответ не найден, любой западный политический деятель, совершая визит в Афганистан, рискует жизнью.
Комментарии
Так держать!