Юрий Крупнов: России нужны семь революций
В нынешнюю эпоху идеологического безвременья граждан объединяет лишь негативная повестка.
Россия - страна богатая, даже чрезмерно. Огромная территория с огромными запасами сырья, приносящими огромные доходы огромному (для нынешней экономической ситуации) числу толстосумов. Ну и, конечно, богата земля наша талантами, героями, искусством. Вот только с идеологией не заладилось. Ее как таковой нет - не только с формальной точки зрения, согласно статье Конституции, но и фактически. Где эти «скрепы», о которых вдруг заговорили наверху? На что они похожи?
Исследований и просто высказываний на эту тему, в том числе высказываний из сиятельных уст - не счесть. Но толку-то? Авторы проведенного в Высшей школе экономики очередного «идеологического» исследования даже в самом заглавии работы не стали баловаться иносказаниями и назвали его резко: «Российское идеологическое безвременье в зеркале социальных медиа». Именно так - «безвременье».
А действительно, в какое время мы живем? Какой емкой формулировкой оно будет обозначено в будущих учебниках истории? Каков нынче век? Нанотехнологический, с полудохлым «Сколково» и «эффективным» «Роснано»? Нам бы в новый технологический уклад успеть влезть со своей исключительно сырьевой экономикой, реальная диверсификация которой происходит пока что в Планах и Концепциях...
Зато в социальных сетях современная идеология (вернее, ее аморфность) отражается исключительно точно. На этом настаивают авторы работы из НИУ ВШЭ под руководством Эмиля Паина. Сам профессор и доктор политических наук в интервью «Огоньку» объяснил репрезентативность такой методики исследования. «Сегодня, когда в России интернет-пользователи составили более 51% взрослого населения, а по количеству времени, проводимого в социальных сетях, наши сограждане оказались в числе мировых лидеров, появилась возможность анализировать не сиюминутные оценки респондентов, а устойчивые идеологические объединения, обладающие специфическим самосознанием и особым языком», - отметил г-н Паин.
Интернет не открыл политологу Америки: признаков наличия общей идеологии в социуме он не показал, затоуверенно и совершенно рельефно выделились четыре группы: провластная, «левая», националистическая и либеральная. Водоразделы между ними пролегают столь четко, что, кажется, искать здесь общий знаменатель - занятие бесперспективное. Но не все так просто. Есть как минимум две темы, которые сплачивают «запутинцев» с «внутренними эмигрантами», а тех и других - с их «палачами» справа и слева. Это, утверждает руководитель исследования, некий общий скепсис во взглядах на развитие страны, который не обходит стороной даже сторонников действующей власти. «Это и есть важнейший признак безвременья: настоящее безобразно, а будущее бесперспективно», - отметил эксперт.
Еще одна «сплачивающая» тема - ксенофобия. «Исламофобия, кавказофобия, мигрантофобия распространены даже среди либералов, а в других течениях они еще сильнее», - посетовал изданию Эмиль Паин. Такая основа, по мнению ученого, может стать залогом появления лидирующей группы «идеологических мутантов», которые выведут в авангард идеологию, замешанную на ксенофобном национализме и левом социальном популизме. А вот либералы, как фактически констатировал г-н Паин, остаются среди вышеназванных групп аутсайдерами: «Положим, они (либералы. - Прим. KM.RU) многое сделали для того, чтобы внушить большинству населения святую ненависть к «партии жуликов и воров». Но вот публикуется список министров-миллионеров, охарактеризованных как «сторонники экономического либерализма», и тут же в интернете появляется пост: «Хорошо устроились либерасты: сами воруют, а на Путина сваливают».
Доверия нет». Странно, что исследователь при этом не оговорился о неоднозначном позиционировании самого автора, приведенного им в качестве примера «обзывалки». Алексея Навального исключительно своим либералы признать не могут. Валерия Ильинична, например, точно против.
В принципе, тот, кто ищет, всегда найдет, и объединяющее всех и вся «представление о прекрасном» можно найти и сегодня. Вопрос лишь в том, все ли можно назвать идеологией. Например, те же представления о социальной справедливости, которые разделяют и отстаивают (пусть каждый со своей коннотацией) все группы. Но такова ситуация идеологического безвременья: до осознания ценности социальной справедливости доросли, а до социализма - нет. И это - лишь один пример живущего в гражданском сознании поверхностного отношения к принципиальным вопросам. Пара десятков лет «безвременья» дает о себе знать.
Свой вариант «дорожной карты» обретения общегосударственной идеологии в беседе с обозревателем KM.RU предложил известный публицист, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:
- То, что представила Высшая школа экономики, - это, если можно так сказать, социология распадного, понижательного, деградационного тренда. Он как раз выражается в самом наличии этого четкого разделения общества на эти четыре спасающиеся с тонущего «Титаника» группы. Они должны быть переформированы для целей развития страны. На их основе должна возникнуть качественно новая социальная конфигурация, управляемая идеологией планетарного развития. Без нее у России просто нет перспектив, нет будущего.
На территории России должен быть создан источник генерирования общественного богатства планетарного масштаба, вполне сопоставимого со всей мировой экономикой. Это достижимо посредством семи созидательных революций - демографической, промышленно-технологической, энергетической, градостроительной, антропологической, дальневосточной и постсоветско-интеграционной (окончательное формирование Евразийского союза).
Нужно обсуждать реализацию этих семи революций, обсуждать порядка сотни имеющихся на сегодняшний день проектов развития страны и около тысячи стратегических инвестиционных проектов, которые поднимут каждое муниципальное образование России. Это та самая повестка планетарного развития России, которая и задаст возможность выхода страны на позитивный, антираспадный, антидеградационный курс и создание новой идеологии - идеологии развития.
- Прекрасные перспективы, но кто все это будет делать?
- У нас есть прекрасная молодежь, прежде всего в регионах, которая уже освоила и продолжает приобретать уникальный опыт на основе советских (по инерции), западных и современных российских источников. Эта молодежь сегодня создает определенное давление на власть. В «кривом» виде это пока что выражается в разного рода «болотных» протестах, где тон задает так называемый «креативный класс», который на деле является отчасти паразитирующим. Но само давление молодежи на власть - это же и есть не что иное, как запрос на развитие! И дальше все дело уже в самой власти.
И, как мне представляется, Владимир Путин постепенно начинает это понимать, о чем можно судить по его давлению на правительство, по отставке певца деградации и распада страны Владислава Суркова. Да, мы потихоньку выбираемся на новую дорогу, но надо и отдавать себе отчет, что одной лишь мягкой критики правительства тут будет явно недостаточно.
Комментарии
И почему 7 революций? Пол статьи про отсутствие идеологии, а об идеологической революции ни слова. Если уж на то пошло, без неё всё остальное с места не сдвинется. А она повлечёт за собой физическую революцию. Вот после неё можно будет и об остальных "революциях" вспомнить.
Время Парафина - вроде стабильность (твердость) , но как только где в обществе поднимается градус - течет беспробудно...
Нука вас в нато
http://mediafax.ru/?act=show&newsid=17205
ну очень, очень гуманно... госдеп аплодирует путинскому режимчику... и вам
Та, что была у нас в 1917 году, через 20 лет сделала страну великой державой, разбившей напрочь всю Европу, напавшую на неё. Так что если уж делать революцию, так только социалистическую. Только она способна уничтожить паразитов, предателей, воров и жуликов.
Знаете почему я не переношу на дух нынешнюю оппозицию? Потому, что нынешняя оппозиция предлагает реинкарнацию уже существующей олигархической системы. Говоря простым языком они преполагают передел власти, не более. Та же собчачка, разве она отдаст наворованное её отцом богатства народу? Разве она думает о народе? Нет. Она думает только об одном, как переделить власть, чтоб оказаться у кормушки и стать принцессой российских финансов. Народ же должен думать о том, как вернуть все российские богатства себе.