Русским Шаймиева благодарить не за что

На модерации Отложенный

Политики и эксперты продолжают комментировать грядущий уход бессменного президента Татарстана Минтимера Шаймиева со своего поста. Напомним, что в минувшую пятницу, после заседания Госсовета, посвященного развитию политической системы страны, состоялась встреча Шаймиева с главой российского государства. В ее ходе, как рассказала пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова, глава республики обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой не рассматривать вопрос о продлении его полномочий на посту президента Татарстана, которые истекают 25 марта.

Пребывание Шаймиева на вершине власти в республике продолжалось 20 с лишним лет: в 1989 году он был избран первым секретарем Татарского обкома КПСС. Затем, в 1990-1991 гг., он был главой Верховного Совета Республики Татарстан, а 12 июня 1991 года был избран президентом Республики Татарстан. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что уходит целая эпоха, и было бы неплохо подвести ее хотя бы некоторые итоги. Тем более что оценки деятельности Шаймиева на посту главы Татарстана не заставили себя долго ждать.

Дал, например, свою оценку этому периоду глава организации «Исламский культурный центр России» Абдул-Вахед Ниязов, заявивший: «Минтимер Шаймиев, как один из самых эффективных и талантливых руководителей, несомненно, войдет в историю России, татарского народа и мусульманского сообщества России, поскольку верующие страны будут всегда помнить празднование 1000-летия Казани и возрожденный символ столицы Татарстана - мечеть Кул-Шариф». Уходящий со своего поста глава республики, по словам Ниязова, «все равно на долгие годы останется лидером татарского народа и аксакалом мусульман России, поскольку за 18 лет своего президентства он, как никто другой, сделал много для социально-экономического возрождения республики, развития национальной культуры, укрепления духовности и единства татарской нации в пределах всей страны».

Лидер ИКЦР также подчеркнул, что председатель правительства Татарстана Рустам Минниханов (которого, как сообщают СМИ, Дмитрий Медведев будет предлагать на пост президента Татарстана) является продолжателем политики Шаймиева, и будет действовать в том же ключе. Что же это за политика?

Как отмечают эксперты, в первую очередь Шаймиев успешно использовал против федерального центра свой главный козырь, ставший единственным и беспроигрышным средством в его отношениях с Москвой, - угрозу распада России и рост неконтролируемого этнического сепаратизма на местах. «Шаймиев быстро убедил команду Ельцина, что он - единственный в Татарстане человек, который может контролировать республику и уберечь ее от национал-сепаратистов, чьи позиции на тот момент были очень сильны. Татарские националы, тайно вдохновляемые местной властью, в те годы требовали выхода республики из состава России и полной независимости. Шаймиев же гарантировал команде Ельцина, что он сохранит Татарстан в российской орбите и не допустит дестабилизации обстановки в Поволжье. В итоге Москва согласилась терпеть президента РТ как меньшее из зол.

В обмен на это Шаймиев выдвинул условие о минимальном вмешательстве федерального центра в дела республики. «Минимальное вмешательство» на деле означало почти полное отсутствие федеральной власти на территории Татарстана. Москва и Казань подписали беспрецедентный договор о разграничении предметов ведения, в котором закрепили эти договоренности. В итоге регион превратился в фактически независимое государство, «ассоциированное с Российской Федерацией», - пишет обозреватель «Независимой газеты» Ян Гордеев.

Подобные взаимоотношения с Москвой продолжались весь период ельцинского правления и стали меняться лишь с приходом Владимира Путина. По словам Гордеева, в 2000 году жители Татарстана впервые (!) увидели на улицах своих городов государственные флаги России.

До этого российский триколор даже и не думали вывешивать, пишет журналист. При этом власти республики скорее затаились, нежели на самом деле поменяли свое отношение к Москве. Примечательно, сколь резкую реакцию вызвала у них инициатива спикера Госдумы Бориса Грызлова об унификации названий глав регионов, предусматривающую ликвидацию самого понятия «президент субъекта РФ». «Татарстанцы с этим никогда не согласятся. Нам только этого не хватало. Такие крайности ни к чему», - заявил на своей пресс-конференции после возвращения из Москвы Минтимер Шаймиев.

Отдельный вопрос - положение русского и русскоязычного населения в Татарстане. Мы привыкли к тому, что эта проблема остро стоит в отдельных республиках бывшего СССР, но, как показывает практика, она существует и в отдельных субъектах Российской Федерации. Заместитель руководителя Казанского общества русской культуры (КОРК) Михаил Щеглов прокомментировал агентству Регнум итоги пребывания у власти г-на Шаймиева. По его словам «русский вопрос», о существовании которого в республике было не принято говорить до 2002 года, вплоть до встречи Минтимера Шаймиева с активистами КОРК и Международной славянской академии, так и не был решен. Причем встреча эта состоялась лишь после того, как активисты обратились с открытым письмом о разгуле татарского национализма в республике и нарушении прав русского народа к Владимиру Путину.

«Политическая ошибка Шаймиева, на мой взгляд, состоит в его увлеченности только татарской национальной идеей, за что сейчас его уже начинают открыто благодарить. Но нам, русским, его тут благодарить не за что. После известного заявления Бориса Ельцина о том, что «берите суверенитета, сколько сможете проглотить», все руководство Татарии «начало брать» - поняло этот призыв превратно и постаралось использовать ситуацию для национального реванша. Слава Богу, до конфликтов не дошло. Но не потому, что это - заслуга Шаймиева. Просто народ у нас очень терпеливый, а русские с татарами давно стали братьями», - рассказал Михаил Щеглов.

Еще одной проблемой (точнее, ошибкой Шаймиева), считает активист КОРК, является т. н. двуязычие, т. е. политика в отношении языков, когда русскоязычных детей насильно заставляли учить татарский язык. «Сегодня реального двуязычия нет: оно провалилось, несмотря на колоссальные усилия. Подрастающее поколение, выпускники школ в республике толком не знают ни русского, ни татарского. Нельзя было заниматься этим так непродуманно, без создания действенных механизмов, которые в конечном итоге привели к нынешнему плачевному положению, когда результаты ЕГЭ в Татарстане хуже, чем в других регионах России», - считает Щеглов.

Не уделялось в республике должного внимания и развитию православия. «Это - принципиальный вопрос: если ты взялся помогать мусульманам, то помоги и православным, которых в Татарстане не меньше», - уверен Михаил Щеглов. Одним словом, условий для реального паритета религий и культур двух главных народов РТ - русского и татарского - создано не было. «К нуждам русского народа не было такого внимания, как к запросам татарского...Нам, русским, его благодарить не за что», - резюмировал итоги 20-летнего правления Минтимера Шаймиева замглавы Казанского общества русской культуры.

Насколько изменится ситуация с приходом на пост президента Татарстана Рустама Минниханова, непонятно. Хотелось бы рассчитывать на то, что со сменой власти и в Татарстане, и в Башкирии (а в том, что Рахимову придется последовать примеру Шаймиева и уйти, мало кто сомневается) господству «региональных баронов», успешно (признаем это) использующих националистов для борьбы с федеральным центром, придет конец.