Сталин и Церковь: мифы и реальность
На модерации
Отложенный
5 марта 2013 г. исполнилось 60 лет со дня смерти Иосифа Сталина. И сегодня эта личность остается предметом ожесточенных споров в нашем обществе, которые затрагивают, в том числе, и вопросы русской церковной истории новейшего периода. О государственно-церковных отношениях сталинской эпохи корреспонденту «Седмицы.Ru» рассказывает священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, доцент кафедры истории Русской Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
- Отец Александр, каков был характер изменений, происшедших в отношениях между советским государством и Русской Церковью в военный период?
- В годы войны имело место то, что сейчас историки называют новым курсом в отношении Церкви. Этот период длился с 1943 г. по 1948 г. В силу ряда внешних причин, связанных с войной, Сталин был вынужден скорректировать свою политику в отношении Церкви. Причины эти в первую очередь заключались в необходимости противодействовать немецкой пропаганде, противопоставить что-то факту открытия на оккупированных немцами территориях многих тысяч церквей. Также сыграло роль желание расположить к Советскому Союзу западных союзников: США, Великобританию, продемонстрировать им, что в СССР существует свобода совести.
Кроме того, в 1943 г. стали отчётливо прорисовываться планы использования Русской Православной Церкви в послевоенном переустройстве мира. Необходимо было утвердить советское влияние на территориях, которые в результате войны оказались занятыми Советской армией, а также в странах Западной Европы и по всему миру. Для этого предполагалось использовать Церковь.
- Существует мнение, что Сталин хотел также использовать связи Русской Церкви с Православными Церквями на Ближнем Востоке для утверждения советского влияния в этом регионе. Имелись ли какие-то реальные результаты у подобных политических манипуляций?
- Совершенно верно, у Сталина существовали планы и в отношении Ближнего Востока. Прежде всего, он обратил внимание на Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский Патриархаты, которым в 40-е годы оказывалась материальная поддержка, выделялись существенные для них денежные суммы. Сейчас это всё уже подробно описано в научной литературе.
Если мы посмотрим на международное положение Русской Церкви в конце 30-х годов и сравним его с тем, что было в 40-е, то мы увидим существенную разницу. В конце 30-х годов Русская Церковь находилось практически в полной изоляции. Отношения с другими поместными Церквями были прерваны. В результате целого комплекса мер, которые были предприняты в годы войны и в первые послевоенные годы, положение Русской Церкви существенно изменилось - международные связи были восстановлены. В связи с этим появились возможности оказывать влияние через Русскую Церковь на Церкви Ближнего Востока, хотя, конечно, планы сталинского руководства были гораздо более масштабными. В частности, предполагалось придать Московскому Патриархату статус Вселенской, первенствующей Церкви, но этого достичь не удалось. Поэтому можно признать, что тут были достигнуты, некоторым образом, лишь половинчатые результаты.
С 1948 г. Сталину стало понятно, что в плане продвижения советского влияния в мире и на Ближнем Востоке многого с помощью Русской Церкви ему достичь не удастся. Поэтому эта «новая» сталинская церковная политика после 1948 г. начинает сворачиваться: падает внешнеполитическая активность Московской Патриархии, усиливаются гонения на Русскую Церковь внутри страны.
Следует отметить, что даже в самое «благополучное» время, т.е. после 1943 г., гонения на Церковь не прекращалась. Но после 1948 г. сталинское гонение на Церковь становится явственным. Поэтому нельзя говорить, что Сталин радикально изменил своё отношение к Церкви в годы войны.
- Иными словами никакого якобы покаяния Сталина за довоенные гонения на Церковь, о котором сейчас некоторые говорят, не было?
- Некоторые нынешние сталинисты в духе времени даже пытаются сопоставляться советского вождя со вторым Константином, со вторым Моисеем. Конечно же, всё это абсолютно беспочвенно. Сталин как был гонителем Церкви, так им и оставался до конца.
- Можно ли говорить, что Сталин полностью осознавал масштаб гонений на Церковь в СССР и лично был инициатором всех антицерковных решений и действий?
- Скорее всего, Сталин не вникал во все детали - это было невозможно, поскольку масштаб гонений был колоссальным. Но, то, что инициатором гонений был именно он, не вызывает сомнения. Он давал установки в конце 30-х годов, проведение в жизни которых означало фактически полное уничтожение церковной структуры.
Что касается конкретных судеб, то известно, что в так называемых сталинских расстрельных списках фигурирует лишь несколько церковных деятелей. То есть он не занимался конкретными фигурами, за редким исключением. Органам НКВД была дана некая общая установка, и дальше они действовали уже в рамках этой установки. При этом глава НКВД Ежов - главный деятель большого террора - отчитывался перед Сталиным и похвалялся в конце 1937 г., что практически весь епископат Русской Православной Церкви уничтожен. Поэтому Сталин был в курсе, что те задания, которые он поставил, выполняются.
- То есть гонения на Церковь были построены целиком на планах самого Сталина, и ни о каких его личных религиозных переживаниях и тем более покаянии говорить не приходится?
- Я не думаю, что духовное образование, которое он недополучил в юности в семинарии, могло как-то серьёзно повлиять на него как на личность. Говорить о религиозности Сталина очень затруднительно. По многим данным, он даже в годы войны, когда его политика по отношении к Церкви стала меняться, оставался атеистом, безбожником. Сталин допускал высказывания на этот счёт. Его церковная политика определялась сугубо прагматичным расчётом. В годы войны Сталин понял, что в его интересах - не уничтожать Церковь полностью, а использовать ее для нужд, в первую очередь, советской внешней политики и, в меньшей степени, внутренней политики. А когда он увидел, что возможности этого использования ограничены, его интерес к Церкви резко снизился, и в результате гонения на Церковь усилились. Здесь видна волне ясная связь между неудачами советской внешней политики с использованием Церкви и изменением внутренней политики по отношению к Церкви.
- Изменилась ли ситуация с гонениями на Церковь в СССР в связи со смертью Сталина?
- В первые годы после смерти Сталина положение Церкви стало несколько более благоприятным. Связано это было, прежде всего, с тем, что среди наследников Сталина велась борьба за власть между группировкой Хрущёва и противоположной ей группой, в которую входили Маленков, Молотов и др. И в этот период советскому руководству по большому счёту было не до Церкви. Хотя в 1954 г. были предприняты какие-то попытки усилить антицерковную работу, но далеко дело не пошло. В результате, период с 1954 по 1958 г. стал для Церкви довольно благоприятным. Сталинское гонение кончилось, а хрущёвское ещё не началось. После ХХ партсъезда и т.н. разоблачения культа личности, советское руководство во главе с Хрущёвым декларировало отказ от массовых репрессий как главного инструмента внутренней политики. Была отчасти демонтирована система ГУЛАГА, и многие политзаключённые, в том числе - церковные деятели, которые там находились, вышли на свободу. Это тоже, безусловно, было благоприятным моментом и для Церкви, и для страны в целом. К сожалению, когда Хрущёв окончательно утвердился у власти, с 1958 г., началось новое гонение на Церковь.
Комментарии
по воле и с помощью Аллаха
клянусь
ИншАллах
я завершу все начинания Товарища Сталина в ремиксе
Исходя из сказанного, ЦК постановляет:
1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений... по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место – отменить немедля;2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;
3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. П. II;
4) воспретить аресты "религиозного характера...
5) при сдаче помещений религиозным обществам и определении ставок строжайше соблюдать постановление ВЦИКа от 29/III-23 г.; <...>
7) ответственность за приведение в жизнь данной директивы возложить на секретарей губкомов, обкомов, облбюро, национальных ЦК и крайкомов лично.
Сталин. 16/VIII 23 г.
всё в точности как делал товарищ Сталин
помойная политическая проститутка
я выйду
В воскресную ночь в грозненской церкви Архангела Михаила прошла праздничная служба. Сотни верующих пришли встретить светлый праздник Пасхи. Помимо местного населения, для участия в богослужении в Чеченскую Республику приехали православные из других регионов России. Это и те, кто прожил в Грозном всю войну и потерял здесь родных, и те, кто впервые приехал посмотреть на республику своими глазами… Более 100 бывших жителей Грозного, ныне проживающих в Ставропольском крае, Ростовской, Воронежской областях и других регионах страны, приняли участие в праздничном богослужении. Всего Святую Пасху в православном храме Грозного отметили свыше 500 человек.Содействие властей Глава ЧР Рамзан Кадыров поздравил православных с Пасхой. В поздравительном тексте главы республики отмечается, что «это светлый праздник, подаривший христианам надежду на милость и прощение». «Он укрепляет веру православных в торжеств...
чтоб я слышал куда выходить.
если есть в кармане пачка сигарет, значит всё не так уж плохо на сегодняшний день
.
«Россия - это вообще лишняя страна».
http://ldpr-online.ru/tag/%D0%9B%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%8F/
1. (1). Отречение от Аллаха и Его посланника - к тем из многобожников, с кем вы заключили союз.
2. (2). Странствуйте же по земле четыре месяца и знайте, что вы не ослабите Аллаха и что Аллах опозорит неверных!
3. (3). И призыв от Аллаха и Его посланника к людям в день великого хаджа о том, что Аллах отрекаетсяя от многобожников и Его посланник. И если вы обратитесь, то это лучше для вас, а если отвратитесь, то знайте, что вы не ослабите Аллаха. Обрадуй же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием,
4. (4). кроме тех многобожников, с которыми вы заключили союз, а потом они ни в чем пред вами его не нарушали и никому не помогали против вас! Завершите же договор до их срока: ведь Аллах любит богобоязненных!
5. (5). А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу: ведь Аллах - прощающий, милосердный!
.
«Россия - это вообще лишняя страна».
http://ldpr-online.ru/tag/%D0%9B%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%8F/
во вторых, их полтора человека осталось
И когда мы введем свои войска в эту страну, - защищать её будет некому. Потому что мы давно истребили дух патриотизма в русских, превратив их в нацию злобных, мелочных и завистливых недолюдей. Мы заставили их ненавидеть свою страну, ненавидеть друг друга, ненавидеть собственную нацию. Русских больше нет, мы их уничтожили... Мы разрушили СССР, мы разрушим и Россию". http://maxpark.com/community/2700/content/1506202 "Уничтожить Россию!" - Митт Ромни
Пару щенков подкинете на расплод?)))))
я Ответственный
Ну так шо, помётом своим поделитесь?
Православие - когда Правь славят, ан не израильскую обезьяну. Так что, валите на свою "святую" землю сатанинское отродие.
первая православная церковь была греческая. Святые апостолы пошли по всем землям и проповедовали слово Божье. Греки уверовали и стали православными христианами. Затем в X века князем Владимиром Святославичем было совершено крещение всея Руси. Он был в Греции , уверовал и решил привезти Христианство в своё отечество.
Есть ортодоксы иудеи, есть ортодоксы масульмане, есть ортодоксы християне - это секта Гундяева. Ни те иудеи, ни те масульмане, ни те християне не являются православными, они ОРТОДОКСЫ-сатанисты.
И Вы снова чего там копируете-обезьяничаете и даете мне ознакомится со своей глупостью, утверждая, что Ваша ортодоксия переводится как православие?
Ортодоксия и Православие это две противоположности, понимаете?
высшего образования и развития, стало быть, должна быть противна народу." (Ф. М. Достоевский)
Расстрелять.
1. После моей смерти много мусора нанесут на мою могилу, но придёт время и сметёт его.
Я никогда не был настоящим революционером, вся моя жизнь - непрекращающаяся борьба с сионизмом, цель которого - установление нового мирового порядка при господстве еврейской буржуазии... Чтобы достичь этого, им необходимо развалить СССР, Россию, уничтожить Веру, превратить русский державный народ в безродных космополитов.
Противостоять их планам сможет только Империя. Не будет её - погибнет Россия, погибнет Мир... Хватит утопий. Ничего лучше монархии придумать невозможно, а значит, не нужно. Я всегда преклонялся перед гением и величием русских царей. От единовластия нам никуда не уйти. Но диктатора должен сменить самодержец. Когда придёт время. Единственное место на земле, где мы можем быть вместе, - Россия. Реформы неизбежны, но в своё время. И это должны быть реформы - органические, эволюционные, опирающиеся на традиции, при постепенном восстановлении Православного самосознания. В их основе - реализм и здравый смысл.
Я одинок. Россия - колоссальная страна, а вокруг ни одного порядочного человека... Старое поколение поголовно заражено сионизмом, вся наша надежда на молодежь.
Пришла пора объявлять новый крестовый поход против интернационала, а возглавить его сможет только новый Русский Орден, к созданию которого нужно приступить незамедлительно. Помните: сильная Россия миру не нужна, никто нам не поможет, рассчитывать можно только на свои собственные силы. Я сделал, что мог, надеюсь, вы сделаете больше и лучше. Будьте достойны памяти наших великих предков.
О ЗАДАЧАХ РУССКОГО ОРДЕНА
Главная и определяющая - это объединение всех сил на борьбу за Великую Русь.
- Воспитание кадров управляющей элиты.
- Борьба с масонским и сионистским влиянием в России, его истребление.
- Главенствующая роль русского народа (инородцы и иноверцы должны знать свое место).
- Выдвижение из Среды Русского Ордена "своего" Царя - когда придет время.
Каким должен быть член Русского Ордена?
Преданным русской идее, любить истину, верить в успех, быть терпеливым к труду, жертвенным, мужественным, ответственным, обязательным, скромным и даже смиренным (кто хочет быть первым - пусть будет последним), трезвым и мудрым (не надо много знать, надо многое понимать), дисциплинированным, умеющим хранить тайну. Члены компартии не способны на это. Эта партия - перестала быть русской.
Отношение к Русскому Ордену Александра Невского должно быть как к живому организму, приоритетному, способствующему укреплению организации. И - конспиративное, до того момента, пока не придёт время открыться перед лицом мирового зла.
Иосиф Сталин
Газета «Родная Сибирь», №4 , август 2004 г. ...
А если он этого не знает то пусть прочтёт "Журнал московской патриархии" за апрель 1944 стр. 7 последний абзац.....
"приходится идти по деревням и сёлам, только недавно освобождённым из-под немецкой пяты... понаслушался я здесь о хозяйничанье немцев, ...всюду, где бы мы ни были, народ ненавидит немчуру, как только может ненавидеть русский человек. Очень много интересного пришлось понаблюдать мне, например, я был свидетелем одного молебна во здравие христолюбивого воинства, партии и комсомола."
И что из этого следует? Что Церковь должнва была сотрудничать с фашистами?
))
А для человека незашоренного - вообще-то, можно найти другие слова. например "о здравии советских солдат и офицеров", Сталин же нашёл, предложив тост " за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа."
.
«Россия - это вообще лишняя страна».
http://ldpr-online.ru/tag/%D0%9B%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%8F/