Валерий Гергиев: герой музтруда
На модерации
Отложенный
Валерий Гергиев: «Новую сцену Мариинки мы все-таки построили - это уже не пустые обещания, а свершившийся факт. Сделано!»
Второго мая официально открылась новая сцена питерской Мариинки, собрав знаменитостей со всего мира. А днем раньше маэстро Валерий Гергиев получил из рук Владимира Путина новенькую звезду «Герой Труда». Впереди - Московский Пасхальный фестиваль. О непустых хлопотах и о том, чем сердце успокоилось, Валерий Абисалович рассказал «Итогам».
- Новая Мариинка открылась. Какая эмоция самая сильная: радость или усталость?
- Напряжение прошло, во всяком случае все неприятности позади. Россия получила яркий, мощный, современный театр, у нас есть теперь те же возможности, что у наших коллег в Америке или в Азии. Да, в Китае построили десять похожих на наш театров, а у нас он один. Но мы его все-таки построили - это уже не сказки, не пустые обещания, а свершившийся факт. Сделано!
- Года три назад вы сетовали, что в России доля воровства на строительстве - пять процентов на стройку, остальное в карманы. Сейчас у вас мнение прежнее?
- Сейчас все, о чем я думаю, - новый театр, а выступать в роли бухгалтера или аудитора я не могу. Это не моя работа. Я тогда жалел, что можно было все сделать здорово, классно и, может, более экономно - но что теперь об этом говорить? Менялись люди, руководившие стройкой, их было человек пять. И последний, Марат Оганесян, стремительно и жестко взялся за дело - в невероятном режиме все заработали. Так что на наших глазах театр буквально взлетел в небо. Прекрасно!
- Художник Зиновий Марголин на вручении «Золотой маски», получая ее за отсутствовавшего баса Мариинки Ильдара Абдразакова, сказал, что никто из театра не смог приехать, потому что все на стройке...
- Шутников у нас много, но на самом деле работали те, кому надо работать. Мы эту работу принимали. Люди заключали контракты, и по ним они должны ответить. За десять лет строительства я сам провел тысячи встреч и совещаний, полагая, что и это входит в мои обязанности руководителя театра. Хотя мне никто не предложил контракта на ведение такого строительства. Но я понимал, что эта стройка будет иметь огромное значение для будущего Мариинского театра, для многих будущих поколений.
- Вы не только лично проводили акустические пробы новой сцены, но, говорят, даже с пожарными решали профессиональные вопросы...
- Мы еще всерьез не регулировали акустику. У нас был первый тест, просто сели и сыграли программу: очень тихо, очень громко, пожестче. Прислушались. Хор подошел ближе, потом отошел дальше. С акустической настройкой мы неплохо справились в Концертном зале и здесь сделаем все возможное, чтобы зритель получал удовольствие. А с пожарными я не говорил уже лет шесть, со времен открытия того зала, и как они себя поведут, не знаю. Но это и не моя работа - добиваться всех разрешений. Нам должны сдать театр со всеми согласованиями, а мы должны начинать работать.
- Теперь у вас целых три площадки - историческая Мариинка, Мариинский-2 и Концертный зал. А вы один...
- Ну я же не буду одновременно на трех площадках дирижировать. У меня есть коллеги. Я подтянул к возможностям Мариинского театра большое количество молодых людей - и дирижеров, и режиссеров, и художников.
- К лауреатам «Золотой маски» присматривались?
- А вы не забыли, что многие из лауреатов «Золотой маски» начинали в Мариинском театре? Еще лет 12-13 назад я понял, что надо поддерживать участие молодых в этом фестивале. А сколько я получил «Масок», четыре или пять, не считал, не знаю - ну, сколько можно? Мне кажется, моя задача - продвигать дирижеров, а задача фестиваля - выявлять молодых и талантливых. И мы в театре делаем свои открытия.
- Какие?
- Я считаю, что самое большое достижение нашего театра в области, скажем, русской оперы - внедрение опер Прокофьева в повседневный театральный репертуар. Сегодня «Семен Котко», «Обручение в монастыре», «Огненный ангел», не говоря уже о «Любви к трем апельсинам» или «Войне и мире», перестали быть сенсацией, особенно для молодежи. Мне вообще кажется, что молодежь - это главный наш критик. Я об этом говорю, с одной стороны, с гордостью, с другой - с чувством хорошо сделанной работы. Многие работают над тем, чтобы приблизить молодежь к опере, а Мариинскому это удается.
- Ближайшие планы нового театра вы обнародовали, но о будущем ходят только слухи, и самые противоречивые...
- Есть планы на следующий год, есть на следующий за следующим. Зачем их раньше времени озвучивать? Мы ведем переговоры с ведущими режиссерами, ищем молодых певцов. Делаем проекты в связи с композиторскими юбилеями, мимо которых нельзя пройти, в этом году три больших юбилея - Верди, Вагнер, Бриттен. Опять же Рахманинов - у него, конечно, нет такого количества опер, как у Верди, но его наследие очень важно. Я даже считаю, что юбилейные торжества - это совсем неплохо. Они дают возможность еще раз показать постановки и представить артистов. Ведь наши вагнеровские и вердиевские голоса очень часто и очень успешно поют во всем мире.
- Конкурентоспособны?
- Не то слово. Иногда - вне конкуренции. Когда они поют в Мариинском театре, они, как кому-то кажется, лишь претендуют на что-то. А вот когда они поют едва ли не все подряд премьеры в «Ла Скала» и в «Метрополитен», они оказываются вне конкуренции. Я помню премьеру в «Метрополитен-опера», когда из трех звезд, ведущих спектакль «Анна Болейн», трое были моими питомцами. Не хвастаюсь, просто констатирую. О Нетребко я даже не говорю. Огромное количество самых важных проектов «Метрополитен» буквально держится на ней. Например, открытия прошлых сезонов - одно за другим, и в этом году опять открывать ею будем.
- Да, это звучит гордо: первый спектакль сезона в «Метрополитен» - «Евгений Онегин», поют Анна Нетребко, Оксана Волкова, Алексей Тановицкий. За пультом - Валерий Гергиев.
- Мы не придаем такого значения открытию сезона, для нас это просто начало творческого акта. А в Америке открытие сезона - это кульминация: самый крупный сбор гостей и оглашение самых амбициозных планов, привлечение национального и международного профессиональных сообществ, социальные связи, фандрайзинг, установление отношений со спонсорами. Для них это жизненно важное событие, которое открывает дыхание на весь год. И не все, но очень многое зависит от участия российских певцов, особенно представителей Мариинского театра. Не счесть постановок, сделанных в расчете на наши голоса. Я говорю это без фанаберии, мы нормально это воспринимаем, и в Париже, и в Зальцбурге это давно уже стало нормой. Может, здесь это кого-то приводит в состояние сбитого дыхания. Но мне гораздо важнее сегодня, что происходит в наших собственных театрах. Две сцены и Концертный зал - это теперь едва ли не самый мощный комплекс в мире...
- И все это надо заполнить качественным репертуаром.
- У нас сейчас более 90 опер. Это очень много. Держать их непросто даже такому опытному театру, как Мариинский.
- По-моему, столько названий в репертуаре никто и не держит.
- Да, но есть система восстановления спектаклей. Не идет опера три-четыре года, бывает, и семь лет не идет - затем мы ее восстанавливаем. В результате у нас в репертуаре большее количество названий, чем на Западе. И у нас своя труппа. Приглашаем звезд, но только с приставкой «супер» - нам нет смысла приглашать просто неплохих певцов.
- Намекаете на Большой? На «Кавалера розы», где все главные партии исполняли приглашенные звезды?
- Я не знаю, о чем вы подумали. Мы приглашаем Рене Папе, Ферруччо Фурланетто, Рене Флеминг, потому что они в одном ряду с нашими лучшими певцами. А «Кавалера розы» я не слышал. Я давно не слушал ничего в Большом и, если честно, я вообще сейчас о нем не думаю. О Большом театре все говорили полтора года назад, когда он открывался. Теперь открылись мы, и ни о чем другом я думать не могу.
- Уже известно, что в майской афише будет много звонких имен. А дальше?
- В июне мировая премьера «Левши» Родиона Щедрина в рамках фестиваля «Белые ночи», написанная специально для Мариинского театра. Мировая премьера новой оперы нашего классика - событие для нас большее, чем любые гастроли любой международной звезды.
У меня есть планы брать все лучшее, что создается в Европе и мире, и в ближайшие два-три года показывать новые оперы живущих авторов, в том числе россиян. Есть великолепные произведения, созданные за последние годы, их у нас не видели. Показать их зрителю, по-моему, благородная задача.
- Правда ли, что все мировые звезды, которых вы приглашаете, выступают в Мариинском не за те деньги, к которым привыкли?
- Совершенно не собирался говорить о деньгах. Деньги как снег. Ну больше снега в этом году, меньше. Если меньше - это не значит, что плохой год. Скажу о другом. Поддержка театров, особенно исторически великих, имеет громадное значение. Упираться каждый раз всеми конечностями в одну задачу: как можно больше денег собрать и как можно меньше выплатить - так нельзя работать. Бывают дорогие спектакли, бывают недорогие, и дорогой иногда бывает плох, а недорогой хорош, от суммы вложенных денег не зависит. Вы это знаете не хуже меня. Но мне неинтересно говорить с певцом, который торгуется за каждую копейку. У нас свои хорошие певцы, я это часто повторяю. Не собираюсь сходить с ума от звезд-гастролеров и превращаться в торгаша, который кого-то уговаривает выступить за недорого. Мне просто неинтересно иметь дело с людьми, желающими заработать в России в два, в три, в пять раз больше, чем в другой стране, а такое бывает.
- На фоне успехов оркестра и оперы дела в балетной труппе Мариинского не столь радужны. В труппу объявлен дополнительный набор. Это значит, что ей срочно нужна подпитка извне?
- Абсолютно не значит. Просто в том составе, который у нас сегодня есть, мы не справимся с объемом работ. У нас и в оркестр набор идет, и в хор, и в оперу. Никакого отношения к состоянию труппы это не имеет. Состояние балета, как мне кажется, хорошее, даже блестящее, в спектаклях, где хорошо поработал хореограф и удачно подобран состав. Знаете, у нас и технический персонал сейчас пополняется, ведь мы выросли в четыре раза, больше площадь и техническая мощность. Нам нужны новые специалисты.
- Но новые силы не решат старых проблем. По факту все острые вопросы снимаете вы.
- Помогать артистам раскрыться - вот моя обязанность, моя работа. Балет живет своей жизнью, хор - своей, хоть я постоянно на связи и постоянно спрашиваю, есть ли проблемы. Проблемы бывают, но изредка. Подчеркиваю - изредка. Я считаю, что в балетной труппе нет никакого кризиса. И в меньшей степени, чем в Москве, есть острота отношений между администрацией и некоторыми членами труппы. Это абсолютно преувеличенные истории, ничего общего не имеющие с действительностью. Да, Юрий Фатеев, уже несколько лет временно исполняющий обязанности руководителя, не художественный руководитель, а заведующий труппой. Ранг художественного руководителя выше, и, как правило, худруками становятся люди, имеющие за плечами мировую карьеру. Только человек, сам достигший вершины, поднимает до высокого уровня труппу, с которой работает. Но я не считаю, что сегодня мы задыхаемся без своего штатного главного балетмейстера, который пришел бы воплощать свои балеты. У нас, например, много ставил и опять собирается ставить бывший худрук балета Большого театра, а сейчас главный приглашенный хореограф Американского театра балета Алексей Ратманский. Вы заметили, что Ратманский создал у нас несколько балетов до своей мировой карьеры? Его «Анну Каренину» вы видели? «Конька-Горбунка»? «Золушка» была моей инициативой, я считаю, высочайшего класса партитура Прокофьева требовала адекватной современной интерпретации, и Ратманский с ней справился.
- Хотите сказать, что предоставляете труппам творческую автономию?
- Процесс и в оперной, и в балетной труппе идет своим ходом. И, видимо, неплохо, раз результаты налицо, у нас большая афиша с успешными спектаклями, гастроли в Нью-Йорке, Лондоне и Эдинбурге, Японии и Китае, в Германии, Италии и Франции проходят убедительно. Иногда хочется получить единодушную критическую оценку мастерства труппы, хореографии, музыкального уровня звезд, но в наше время при наличии сумасшедшего количества мнений это невозможно. Вы можете в блогах найти триста разных оценок нашего спектакля. Один критик хвалит, для другого где-то недобор, где-то перебор. И замечательно, что мы живем в мире, где точку зрения трудно контролировать. Но плохо, когда встречаешь откровенное циничное вранье в нелитературных выражениях. Тут надо просто не обращать внимания, хотя это и трудно.
- То есть крупных кадровых перемен в балетной труппе в ближайшее время не ждать?
- У нас везде, и в оперной, и в балетной труппе, будет меняться структура руководства. Нам нужны новые силы - новые артисты, новые менеджеры. Этого требуют обстоятельства. Но это не значит, что все будут уволены, а придут новые люди. Просто будет сделан акцент на новом структурном механизме, который обеспечит Мариинскому качественное ведение спектаклей на всех трех сценах. Такого нет нигде в мире. Во всяком случае среди знаменитых театров - в Вене, Лондоне, даже в Париже, где две сцены.
- А в Нью-Йорке три...
- Да, в Линкольн-центре тоже три сцены, но это три разные организации. А у нас одна, мы первопроходцы.
- А правду ли говорят продюсеры, что Мариинский часто готов идти на финансовые уступки на зарубежных гастролях? Попросту говоря, демпингует прокатные цены?
- Российские продюсеры? Я таких вообще не знаю, ни одного. Это сплетни. Мы не работаем с российскими продюсерами, сами продюсируем что угодно, создаем совместные спектакли с «Метрополитен», Парижской оперой, «Ла Скала» и театром «Шатле». Десятки примеров! А если уезжаем куда-то всем составом, опираемся на систему спонсорской поддержки и мощный попечительский совет, так что в финансовом отношении нам вообще не нужны продюсеры. Вот если вдруг появится новый Дягилев, сам пойду к нему на поклон... Вообще это история про слона и моську. Мы делаем свою работу много лет, и когда возникает задача выступить в «Ковент-Гарден», она воспринимается как часть обычной работы. С «Метрополитен» и «Ла Скала», с лучшими оркестрами мы работаем напрямую. Я сам приглашаю, сам могу выступить за высокие гонорары или бесплатно, и это будет моим решением, а не решением продюсера.
- Не напрасно в театральной среде живет убеждение, что без Гергиева в театре гвоздя не забьют, а если и забьют, то к приезду вытащат. А чья была идея приурочить открытие Мариинского-2 к вашему юбилею? Сами себе придумали подарок?
- Я не думал ни о дне рождения, ни о подарках. Настойчиво и убедительно просили друзья во всем мире объединить два события. Открытие сцены, безусловно, с большим отрывом является главным, а мой скромный день рождения прилагается, и он не будет, поверьте мне, вселенским явлением. У театра самые многообещающие перспективы, так что я полон желания работать и сделать массу нового. Я суеверный человек, не говорю гоп, пока не перепрыгну. Мне очень хотелось бы, чтобы труппа была здорова, чтобы семья Мариинского театра была в добром здравии и на высоком творческом накале отработала первые два-три сезона на новой сцене. Они будут решающими. Не претендую, что мы намолим эти стены так быстро, но театр очень элегантен внутри, он располагает к тому, чтобы там ставили спектакли и звучала музыка. В некоторые сезоны коллективы Мариинского выступали в США до 90 раз, в Японии 40. Спрос огромный, залы переполнены. Сейчас это не нужно и глупо, у нас три своих сцены. И мне сегодня важнее выступить в Ростове-на-Дону или Крымске, а потом уже оказаться в Чикаго. Я так и делаю. Не надо дружно хвалить меня за то, что я был в Казани девять раз. Можно и больше, город изумительный. Горжусь, что Пасхальный фестиваль пришел в 50 городов России с полным составом оркестра и огромным количеством известных солистов. Такое количество артистов очень трудно и дорого возить по нашим бескрайним просторам, но мы это делаем, выступали и в Красноярске, и в Якутске...
- Вы как будто итоги подводите.
- Итоги подводить рано, но произошло событие сумасшедшей важности и для Мариинского театра, и для всей России. Надеюсь, что мои коллеги увидят театр и поверят, что Россия может создавать возможности для будущих поколений. Им новый театр и адресован. А историческое здание мы сохраним в том виде, в каком его полюбили. Будем надеяться, что сделаем все по уму.
Комментарии
http://starshinazapasa.livejournal.com/607652.html
Уважаемая генеральная прокуратура! Уважаемая Федеральная Служба Безопасности! Уважаемый Следственный Комитет! Уважаемый Господин Президент! Владимир Владимирович!
Не могли бы Вы объяснить нам, гражданам России, как так получилось, что доверенное лицо руководителя государства, а также фактически 1-й Герой труда нашей страны, предположительно - предположительно - является иностранным агентом?
А вообще, мысль о люстрации - хорошая. Только не от мнимых иностранных агентов, а от настоящих предателей россиян и рабовладельцев ХХI века - чекистской ОПГ.
И считаю, что будь он, изнутри, хотя бы супервоплощением всего самого наилучшего в театральных прибамбасах, только исходя из его уродства снаружи, стоило бы его или перестроить, или снести, к чёртовой ***...