ГТС не делится на троих

Нерешенность судьбы газотранспортной системы грозит Киеву миллиардными потерями.

Украинская газотранспортная система уже не первый год остается предметом спора между Киевом, Москвой и Брюсселем. И чем дольше длится этот спор, тем меньше шансов остается на то, что сторонам удастся договориться о создании трехстороннего консорциума по управлению ГТС Украины. В конечном счете, если Киеву не удастся договориться ни с одной из сторон, он рискует потерять миллиарды долларов, которые получает от транзита российского газа, а сама ГТС вообще потеряет свою актуальность и рентабельность.

В настоящее время Киев старается маневрировать между Москвой и Брюсселем, давая при этом понять, что в первую очередь он заботится о своих интересах. Так, вице-премьер правительства Украины Юрий Бойко заявил неделю назад, что в вопросе о создании консорциума по использованию ГТС Украина "ищет вариант, отвечающий национальным интересам".

Однако, так или иначе, в последнее время Киев явно начинает склоняться в сторону более тесного сотрудничества с Евросоюзом, пытаясь при этом сохранить диалог и с Россией. Однако уже сегодня очевидно, что усидеть разом на двух стульях Украине не удастся.

В конце прошлой недели в Брюсселе состоялось заседание экспертного круглого стола, по итогам которого министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сообщили, что Брюссель и Киев договорились до конца года согласовать совместный проект по модернизации газотранспортной системы Украины. "ЕС и Украина рассчитывают до конца года начать реконструкцию газопровода Уренгой-Помары-Ужгород", – сообщил Эттингер, рассказав, что стоимость этого проекта составляет 540 миллионов долларов. Ожидается, что 230 миллионов предоставит Украина, а оставшиеся средства дадут европейцы.

В этой связи примечательны слова украинского министра Ставицкого, который сказал, что в энергетической политике Украина "ориентирована на европейскую интеграцию" и, соответственно, на европейские нормы. "Мы надеемся на понимание и уважительное отношение наших российских партнеров к такой позиции", – отметил он.

Говоря о перспективах создания консорциума по управлению украинской ГТС, Ставицкий заявил, что пока еще не пришло время определять формат будущего консорциума и говорить о том, будет ли он двухсторонним или трехсторонним. "В ближайшее время мы получим заключение о финансовых аспектах этого консорциума и представим его всем партнерам из ЕС и России для дальнейшего совместного изучения. Мы намерены действовать абсолютно открыто и либерально", – сказал украинский министр.

В свою очередь, еврокомиссар ясно дал понять, что ЕС заинтересован в активном участии в модернизации украинской ГТС, указав на то, что европейцы "нацелены на создание взаимовыгодной ситуации для всех трех его участников".

В частности, он обратил внимание на то, что Украина имеет самую крупную систему подземных хранилищ газа, и ЕС заинтересован инвестировать средства в расширение данной системы для складирования 51 миллиарда кубометров газа. "Эта система при развитии возможностей для реверсных поставок газа позволит создать на Украине удобную площадку для спотовой торговли газом во всей Центральной Европе", – цитирует еврокомиссара ИТАР-ТАСС. "Это станет первым крупным реальным совместным проектом по модернизации газотранспортной системы Украины", – добавил Эттингер.

Сближение Киева и Брюсселя в вопросах энергетики подтверждает, в частности, решение Украины начать тестирование реверсного режима поставок газа через Словакию.

Разумеется, все это не может не вызывать озабоченности у России, которая заинтересована в создании двустороннего консорциума. На Украине это прекрасно понимают, также как и то, какие потери Киев может понести в случае сокращения транзита российского газа. В этом контексте примечательно недавнее заявление вице-премьера Юрия Бойко о создании консорциума. "Если разбираться, нужен ли нам консорциум, то сначала нужно ответить на вопрос: нужно ли стране транзитное положение? Оно нам нужно", – сказал украинский министр. "У нас есть 50 тысяч человек, которые работают в этой отрасли...У нас есть примерно 2,5 миллиарда долларов дохода для страны, который нам дает транзит сегодня даже в таком виде, который есть. Безусловно, это нужно сохранять. Это соответствует нашим национальным интересам. В какой форме это сохранить? Если бы это было просто, мы бы давно уже решили", – рассказал Бойко.

Сейчас главным камнем преткновения при создании консорциума является вопрос о гарантиях со стороны ЕС по объемам поставок российского газа. Как заявил на прошлой неделе посол РФ на Украине Михаил Зурабов, Россия гарантирует транзит через территорию Украины 60 миллиардов кубометров газа в год, если Киев создаст двусторонний консорциум. При этом он отметил, что создание трехстороннего консорциума представляется сомнительным, поскольку европейская сторона не гарантирует объемы потребления топлива. Зурабов отметил, что если рассматривать возможность создания трехстороннего, а не двухстороннего консорциума, то нужно совершенно четко представлять себе ту потребность в поставках газа, которую Европа готова заявить на ближайшие годы. Однако, по его словам, ЕС "не торопится ангажироваться в отношении того количества газа, которое они готовы получать из России", что является основной проблемой при создании консорциума.

Несмотря на определенные подвижки, вопрос о путях модернизации украинской ГТС остается открытым и не будет решен в ближайшее время. Однако, в конечном счете, Украине придется делать выбор между Москвой и Брюсселем, и выбор этот будет очень не простым.