Кабинет Медведева ждет "показательная порка"
7 мая Владимир Путин проведет совещание об исполнении 11 указов, подписанных им ровно год назад, в день инаугурации. «Майские» указы - в них зафиксированы предвыборные обещания - он поручил исполнить премьеру Дмитрию Медведеву. Правительству адресованы 218 поручений (80%), предусмотренных указами, и 133 из них к сегодняшнему дню должны быть выполнены.
На практике, по данным Контрольного управления президента, правительство исполнило лишь 84 поручения. Другими словами, 64% от числа «горящих» поручений, и 40% от их общего количества.
Вот ключевые пункты, выполненные Медведевым.
- Работает бюджетное правило;
- Утверждены ключевые показатели эффективности для руководителей ведомств и губернаторов;
- В Госдуму внесен закон о стратегическом планировании;
- Приняты госпрограмма образования и программа совершенствования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, в итоге зарплаты бюджетников вырастут к 2018 году до 100-200% от средней зарплаты в регионе;
- В бюджет на 2013-2015 годы заложены деньги на повышение стипендий.
А вот что правительство НЕ СДЕЛАЛО.
- Не предоставило госгарантий несырьевому среднему бизнесу;
- Не разработало механизма раздачи бесплатной земли семьям с тремя и более детьми для улучшения жилищных условий;
- Не приняло исчерпывающего перечня административных процедур для ускорения жилищного строительства, а также строительства транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке.
По 48 поручениям Контрольное управление продлило сроки исполнения. Но по отдельным пунктам - например, созданию рынка арендного жилья для решения проблем малообеспеченных и раздаче земли многодетным - правительство до сих пор не определилось с механизмами исполнения.
Сам Путин оценивает работу кабинета на «тройку». «Считаю, что работа по исполнению указов идет удовлетворительно», - заявил президент в минувший четверг на «прямой линии» с гражданами. Однако предстоящего совещания в Белом доме побаиваются. Не исключено, что Путин на время забудет о нелюбви к «кадровой чехарде» и отправит в отставку отдельных министров, а другим влепит выговоры. Собственно, этим правительство Медведева и устраивает Кремль - возможностью списать на него собственные неудачи.
- На совещании 7-го мая мы увидим показательную порку правительства, - уверен политолог, член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. - Об этом свидетельствует недавняя «прямая линия», на которой Путин постоянно критиковал кабинет. Думаю, во время этой «порки» президент потребует от правительства Медведева срочно довести до ума решения майских указов. В этом случае уже 11-12 июня, на съезде по преобразованию Народного фронта в общественную организацию, нас, вполне возможно, ждет объявление Путиным условно-нового курса и смена правительства.
Повторюсь: 7 мая отставки правительства еще не будет. Путин должен подготовить этот шаг в общественном сознании, показать, что он заботиться обо всех категориях граждан, а плохие бояре не выполняют его распоряжений. На совещании - по политической логике, можно ждать отставки одного-двух министров кабинета - для острастки.
«СП»: - Правительство Медведева - с точки зрения Кремля - выработало свой ресурс?
- Идея правительства в его нынешнем виде возникла после Болотной, после массовых протестов населения. Путин, по-видимому, сделал тогда вывод, что двигаться куда-либо до решения проблемы политического кризиса не стоит. Поэтому правительство Медведева возникло как способ сохранить статус-кво, а вовсе не как команда, способная двигаться вперед.
В этом смысле действия нынешнего правительства вполне соответствуют ожиданиям Кремля. Было бы странным, что в отсутствие стратегии, объявленной самим Путиным, правительство будет эффективным в своей нынешней конфигурации. На мой взгляд, с нынешним правительством связаны две проблемы.
Первая заключается в том, что указы, подписанные Путиным 7 мая 2012 года, имеют популистскую природу. Они в принципе не реализуемы на 100% - и никакое правительство не в силах их реализовать.
Вторая проблема более глобальна: Путин до сих пор не сделал стратегического выбора пути развития страны. Без этого выбора, без формирования команды под конкретную стратегию, трудно ждать от правительства решительных действий. Проблема, таким образом, не в правительстве, а в Путине.
«СП»: - Почему вы думаете, что Путин сделает стратегический выбор до июня?
- В мае-июне удобно менять правительство. Лето - политически «мертвый» сезон, в течение которого новое правительство могло бы спокойно формироваться, и к осени пришло бы более-менее работоспособным (так было с правительством Медведева).
Если отправить в отставку кабинет осенью, его формирование сдвигается на полгода. Это значит, до февраля-марта 2014 года чиновники будут заниматься передвижением столов в министерствах и формированием правительства на два-три эшелона вглубь. Как раз поэтому - технически - сейчас удобное время объявить о формировании нового кабинета.
Однако трудно предположить, что у Путина уже сегодня есть генеральный план развития России. Мы, напротив, видим метания Кремля. С одной стороны, из-за кулис достают Алексея Кудрина, и он выступает с критикой нынешнего кабинета. С другой - недавно советником Путина стал Сергей Глазьев - идеолог принципиально иной концепции развития.
Я не исключаю, что Путин сделает выбор стратегии в последний момент, в зависимости от политической ситуации в стране, ситуации с мировым кризисом, тенденциями в мировой политике.
«СП»: - Что именно выбирает Путин?
- Он выбирает между Кудриным и Глазьевым - представителями принципиально разных, если не противоположных, экономических школ. Одна - кудринская - предполагает либерально-экономические реформы, которые невозможны без серьезной политической модернизации. На эту модернизацию Путин пока совершенно не готов.
Вторая школа - глазьевская - сводится к концепции «осажденной крепости». И мы видим, что Путин отчасти реализует эту концепцию. Он запрещает административным элитам иметь счета в иностранных банках, и тем самым защищает систему от возможного давления Запада, он проводит чистку НКО и выталкивает из страны те организации, которые относительно автономны по отношению к государству, и потому подозрительны.
Можно считать, что в последние месяцы Путин - а выше упомянуты его личные инициативы - ведет себя так, словно находится в осажденной крепости при приближении неприятеля. В этом случае посады вокруг втягивают за крепостные стены, а «пятая колона», наоборот, выталкивается наружу, чтобы не создавать проблем во время осады.
На эту картину хорошо ложится экономическая концепция Глазьева, представленная в конце апреля Институтом народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН в докладе «Новая экономическая политика - политика экономического роста». Можно сказать, что Путин, до сих пор не приняв стратегического решения, совершает ситуативные действия, скорее, в русле концепции Глазьева, чем Кудрина.
«СП»: - Если дойдет до формирования правительства под концепцию Глазьева, оно будет левоцентристским, похожим на кабинет Примаков-Маслюков-Геращенко?
- Я не вижу готовой команды со стороны Глазьева. Управленцев с опытом работы в правительстве у консерваторов очень мало. Что касается условной команды Кудрина, здесь гораздо легче представить себе ключевые фигуры - они были активны во время первого путинского срока, а многие до сих пор сохраняют позиции в госкомпаниях и властных структурах. Именно поэтому движение в сторону либерально-экономической модели легче осуществить.
«СП»: - Может получиться так: 7 мая Путин устроит выволочку кабинету, и отправит, скажем, опального министра Дмитрия Ливанова в отставку - но так и не сделает стратегический выбор? Президент может отложить отставку кабинета Медведева еще на год?
- К сожалению, да - и это самый опасный из возможных сценариев. Деньги на продолжение - пусть в сокращенном виде - популистской политики, на оттягивание непопулярных шагов, у Путина до сих пор имеются. Только что, например, принято решение распечатать Резервный фонд и направить средства из него на сокращение дефицита бюджета (правительство примет соответствующее постановление как раз 7 мая). Это намек на то, что Путин выберет инерционный сценарий.
Опасность заключается в том, что власть потратит все деньги на сохранения статус-кво (который невозможно сохранить не только до 2018, но даже до 2016 года). А реформы и болезненные шаги придется осуществлять с ситуации, когда масштабы проблем возрастут, а денег на демпфирование действий правительства не останется. Вместо того, чтобы войти в новую стратегию, имея запас прочности и резервы, правительству придется действовать без денег, более жестко и конфликтно.
«СП»: - Вы считаете, резервных денег хватит примерно на год?
- Есть разные оценки. Эксперты сходятся на том, что денег хватит на год-другой. Проблема в том, что уже сейчас мы опоздали с реформами. Их следовало начинать несколько лет назад, чтобы результат начал сказываться сегодня. Это значит, нынешняя ситуация выглядит так: на год-два тянуть и сохранять статус-кво денег Путину хватит, но потом, когда начнут приниматься непопулярные решения, потребуется еще три-четыре года, прежде чем они начнут приносить эффект. Эти три-четыре года будут крайне тяжелыми, правительству придется выдержать негативный эффект реформ.
Комментарии
Это вряд ли...
о каких госгарантиях для среднего бизнеса может идти речь, если пучеглазый АйПадла сам удвоил страховые взносы, из-за которых десятки тысяч предпринимателей РФ прекратили работу! Назначение этого клинического долбоАйфончика на пост премьер-министра уже было равноценно госизмене!
путин с плеткой,а димон повизгивает от радости.....
Комментарий удален модератором