"Из двух зол выбирай ... третье"

На модерации Отложенный

Россияне продолжают радовать весь окружающий мир парадоксальностью своего мышления. Будучи спрошенным на улице о причинах своей политической апатии и гражданской бесхребетности, среднестатистический россиянин поразит своим ответом любого вопрошающего.

Оказывается, что граждане моей страны одинаково не верят ни правительству, ни борцам против правительства. Россияне ассоциируют со злом не только власть, но и оппозицию власти. Такое, на первый взгляд парадоксальное отношение народа к политике, при пристальном рассмотрении может открыть пытливому исследователю тот факт, что русские ещё не растеряли своей природной смекалки. Той смекалки, которая выручала их во все трудные времена. Русский изворотливый и поразительно творческий ум абсолютно безошибочно причисляет к злу как коррумпированных чиновников, так и пламенных оппозиционеров. Почему? Потому что стремление к идеалу, которое в избытке присутствует в оппозиционерах, так же порочно и разрушительно, как и отход от всяких идеалов, который нам демонстрирует коррумпированная власть.

Стремление к справедливости, честности и порядочности  приводит любого человека и любое сообщество к деградации так же быстро, как и отсутствие стремления к вышеозначенным идеалам.  Крестовые походы, инквизиция и большевизм наглядно демонстрируют тот факт, что моральные идеалисты-нестяжатели ничуть не лучше аморальных поклонников денег, еды и секса. Как наличие  идеалов у человека, так и их отсутствие приводят человека к одному  и тому же – к уничтожению себе подобных.

Как же тогда жить, когда куда ни кинь – а везде клин? Что же делать, если и мораль – плохо, и аморалка тоже не сахар? Русские, ведомые своим острым, отточенным бесконечными репрессиями  чутьём, нащупывают третий путь, который не является ни коммунизмом с его стремлением к идеалу, ни капитализмом с его стремлением к потребительству.

Третий путь  отрицает мораль как цель, к которой необходимо стремиться. Ввиду того, что человек всегда совершал, совершает и будет совершать ошибки, достижение идеала невозможно. Врождённая порочность человека никогда не позволит ему стать честным, порядочным и справедливым. Поэтому любой человек, который ставит перед собой целью достижение идеала, обречён на самоуничтожение и на уничтожение всех окружающих. Что наглядно и проявилось в  феномене большевизма.

Однако третий путь не отрицает  необходимости морали как инструмента, который наглядно демонстрирует человеку его порочность. Этим третий путь отличается от капиталистического потребизма, который полностью уничтожает моральные принципы либо низводит их на уровень инструмента по извлечению прибыли.

Россияне ощупью и в темноте пытаются пройти по третьему пути, сутью которого является отсутствие стремления жить честно и порядочно, но при непременном сохранении моральных ценностей как  обвинителя и обличителя человеческой порочности. Третий путь позволяет русским пройти между Сциллой большевизма-идеализма и Харибдой аморального потребизма.

На первый взгляд  третий путь не несёт россиянам ничего конструктивного – ведь именно он и является главным виновником поразительнейшей российской аполитичности.

Однако все достоинства третьего пути начинают проявляться  при более пристальном рассмотрении. И самое главное его достоинство – превосходство силы совести над силой закона. И пусть сейчас этот феномен видится нам как наше несовершенство, но в будущем он проявится как основной стержень развития России.

Закон – это моральные нормы, формально закреплённые и подразумевающие понесение наказания за их нарушение. Третий путь констатирует тот факт, что человек порочен и никогда не сможет достичь морального идеала. Следовательно, нельзя  полагаться на силу закона в деле исправления человека. Человека может исправить только сила совести, которая возбуждается общественным мнением и абсолютными моральными ценностями. Поэтому россияне, следующие по третьему пути, всегда будут ставить силу совести выше силы закона. Эта черта русского характера, как нам кажется, приносит сейчас лишь проблемы – беззаконие, «телефонное право», коррупция и.т.д. Но не нужно забывать, что именно эта черта русского характера именно сейчас готовит огромные перемены в нашем общественном устройстве.

 Превалирование совести над законом позволяет россиянам медленно, но верно подтачивать устои коррумпированной системы без кровопролития и самоуничтожения. Россияне, которые видят, что нынешняя власть бессовестна, перестают ставить закон превыше всего. Бизнесмены платят зарплату в серую, призывники косят от армии, учителя не учат за мизерную зарплату, а врачи за такую же зарплату не лечат. Уровень неприятия системы настолько высок, что её конец гарантирован. Однако он придёт не так быстро, но зато без крови и хаоса.

Российская смекалка, которая толкает их идти по третьему пути, проявит себя во всей полноте тогда, когда нынешняя система развалится. Россияне, понимая верховенство силы совести над силой закона, приведут все системы возбуждения совести в человеке  к максимальной действенности. Гласность, открытость и прозрачность будут доведены до, казалось бы, абсурда. Исчезнет личная, государственная и коммерческая тайна и за жизнью политиков можно будет наблюдать 24 часа из интернета. Все будут знать всё и про всех. Это позволит увидеть все наши несовершенства во всём их неприглядном свете. Для идеалистов это будет невыносимо, для корыстных бессовестных торгашей – неприбыльно. Но для тех, кто идёт третьим путём, кто не  хочет быть честным и порядочным, но и не может заглушить свою совесть – открытость и прозрачность будет раем. Когда все знают всё про всех, люди перестают стремиться к порядочности  - так как  они воочию видят, что это бесполезно, и никто из окружающих не может достичь идеала. Однако, перестав по своей воле стремиться к святости, человек в условиях открытости и прозрачности начинает  становиться святым, будучи принуждаем к этому своей совестью и общественным мнением.

Не становитесь на сторону зла – не будьте ни моралистом, ни потребистом. Идите третьим путём - оставьте всякие усилия быть хорошим по своей собственной воле и отдайте функцию стимулирования вашей совести общественному мнению.