Япония, похоже, ищет новые подходы к проблеме Курил
Какие вопросы двустороннего сотрудничества будут затронуты на встрече президента России Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, и готовы ли стороны приступить к решению существующего территориального спора, рассказал бывший посол РФ в Японии Александр Панов.
Ильяшенко: 28 апреля в Москву с официальным визитом прибудет премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Накануне визита он заявил, что рассчитывает договориться с президентом Путиным о новом старте переговоров по двустороннему мирному договору. Иначе говоря - вновь обсудить территориальную проблему между Россией и Японией, принадлежность южных Курильских островов.
Помочь разобраться в этой непростой проблеме и оценить весь комплекс российско-японских отношений мы попросили Александра Николаевича Панова, профессора МГИМО, бывшего посла России в Японии.
Мы, конечно, ожидаем, что тема Курил будет затронута. В чем заключается официальная позиция России и официальная позиция Японии? В чем несостыковка?
Панов: Территориальная проблема, проблема мирного договора не будет центральной на переговорах, это уже очевидно, стороны к этому пришли в том смысле, что никаких новых предложений выдвинуто не будет, обсуждения чего-то конкретного нет в повестке дня.
Просто будет выражено общее желание приступить к переговорам, дать указание министрам иностранных дел сесть за стол переговоров и начать конкретные дискуссии. Это будет записано, скорее всего, и в совместном заявлении.
Что касается самой территориальной проблемы, она имеет давнюю историю. Я скажу только, что на настоящий момент она заключается в том, что Россия, президент Путин в 2001 году предложил начать переговоры на основе декларации 1956 года (вернее, 9-й статьи этой декларации), где записано, что Советский Союз будет готов передать Японии острова Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора.
Как известно, в 1956 году эта декларация была ратифицирована. Это фактически и есть мирный договор, но тогда не удалось решить территориальную проблему. Потом никакие переговоры по территориальной проблеме не проводились, более того, Советский Союз, а потом и Россия уходили от признания этой территориальной статьи.
Только в 2001 году Владимир Владимирович Путин сказал, что это юридический документ, который нужно соблюдать, поэтому давайте будем говорить по этой 9-й статье, тем более, что там очень много неясного - что означает передача, каковы условия. Япония вроде бы изначально согласилась начать такие переговоры, но потом к власти пришел премьер-министр Коидзуми, который сказал, что-де мы говорить на эту тему не будем, мы будем настаивать на том, чтобы нам передали четыре острова сразу, вместе.
Тогда с российской стороны было заявлено, что на такой ультимативной основе вести переговоры бессмысленно. Значит нужно вернуться к той позиции, что по результатам Второй мировой войны эти территории отошли к России. 12 лет никаких переговоров не было.
Сейчас, насколько я понимаю, Япония несколько изменяет свою позицию, хотя официально об этом еще не заявлено, в том плане, что отказывается от позиции «все четыре острова сразу», но что будет дальше, пока не говорится. Я думаю, что и в Москве премьер-министр Японии ничего на эту тему говорить не будет.
Ильяшенко: Естественно, что в официальном порядке мы вряд ли дождемся чего-то сенсационного в ближайшем будущем, за более длительную перспективу говорить не приходится.
В Японии существуют различные подходы среди экспертов, политиков. Специальный посланник японского премьера, господин Мори, который в свое время вел переговоры с президентом Путиным, выступая по телевидению, взял карту Курил и провел там линию, отделив три острова и оставив один. Это сочли неким новым планом, новой идеей, которую выдвигает японская сторона.
С другой стороны, остается и позиция «все четыре и сразу». Но есть и другие варианты. Что отражает эта множественность подходов к проблеме в японских политических кругах?
Панов: Что касается предложения бывшего премьер-министра Мори - мы с ним в очень хороших дружеских отношениях - недавно, будучи в Японии, я его спросил, что означает его идея. Он сказал: это мое личное мнение, и я просто хотел показать японцам, что позиция «все четыре острова сразу» нереальна, что нужно думать над каким-то компромиссом. Ничего более за этим моим предложением не стояло.
Есть и были всегда разные подходы к решению этой проблемы, в том числе в формате «два плюс два» - после того, как в 2001 году Путин предложил начать переговоры по территориальной статье 1956 года. Было предложение поделить острова пополам по площади - его выдвинул нынешний советник премьер-министра, дипломат Яти. Были и другие предложения.
Ученые иногда высказывают предложения, но это не официальные позиции, они не отражают официального подхода японского правительства. А он до последнего времени заключался в том, что «все четыре сразу, вместе». Сейчас эта позиция не повторяется, и в каком виде она будет выглядеть - «два плюс два» или еще как-то - непонятно...
Комментарии
Надо отдать,мы же богатые ,у нас ещё есть,наверное.
Только из-за Рения,надо вцепиться зубами в острова и посылать японцев в пешее эротическое путешествие ,даже просто при намёке на возвращение.Живём мы без всяких договоров "мирных" и хрен бы с ними.
А то что не впишутся ,это зря.Впишутся и ещё как.Северная и Южная кореи в состоянии войны с 60-х и ничего,пендосам это не мешает,похрену им на международное право.
вы думаете, что амеры рискнут вписаться за Японию против России? они настолько самоубийцы?
Китай впишется ПРОТИВ Японии, причем с удовольствием (никак они миллионы своих казненных-замученных самураями забыть не могут и правильно делают).
в тех местах больше серьезных сил не припомню.
по поводу японского "неуловимого Джо" - соглашусь с вами.