Социализм — это принципиально

На пространстве разрушенного в конце прошлого века социалистического содружества стран Восточной Европы Венгрия во многом показательна. И прежде всего, пожалуй, тем, как сложно под давлением буржуазного реванша действовать там политическим силам, борющимся за народовластие, социальную справедливость, достоинство людей труда.

Смысл такой борьбы весьма значим. Откат к капитализму привёл эти страны к тому, что жизнь людей там стала хуже. Это показывает и ежегодно публикуемый ООН международный рейтинг индекса развития человеческого потенциала (качества жизни). Это подтверждается и в рассказе очевидца — председателя Венгерской коммунистической рабочей партии (ВКРП) товарища Дьюлы ТЮРМЕРА, в котором он знакомит с работой своей организации.

— НАША ПАРТИЯ образована в 1989 году, после того как вместе с народной властью у нас в стране была уничтожена Венгерская социалистическая рабочая партия.

— ВКРП прямая наследница этой партии?

— Не совсем. Мы поделились с новообразованной тогда Венгерской социалистической партией. Ей достался капитал, ну а мы получили Маркса. Так что нам досталась не самая плохая часть наследства. Мы — идеологические продолжатели дела Венгерской социалистической рабочей партии. ВКРП — единственная в стране марксистско-ленинская партия.

— Каково её место в общественно-политической жизни Венгрии сегодня?

— ВКРП является важной частью венгерской политической жизни. Она самая значительная из внепарламентских партий. Партия была инициатором решения вопроса о вступлении страны в НАТО путём референдума, а также выступала против приватизации системы здравоохранения. В органах местного самоуправления есть несколько наших депутатов и бургомистров. Мы принимаем участие во всех парламентских выборах.

Основную часть нашей партии составляют люди из рабочей и крестьянской среды. Отрадно, что в последние годы у нас появляется немало молодых рабочих и предпринимателей. Примерно четверть Центрального Комитета партии — это рабочие. Процентов на двадцать ЦК состоит из молодых предпринимателей и работников сферы услуг.

— А как дела в сфере партийной учёбы?

— У нас действует политическая академия имени Эрвина Сабо — видного теоретика марксизма начала ХХ века. Сейчас проводим политическую учёбу примерно для ста человек, среди которых — члены ЦК, партийные руководители местных организаций, активисты. А в следующий раз для новой группы партийцев занятия будут вести уже они.

Марксизм-ленинизм мы зачастую изучаем и на конкретных примерах нашей партийной работы. Это очень важно. Это привлекает молодёжь, которая незнакома с опытом социалистического строительства в Венгрии, но, как поколение по возрасту пытливое, знать об этом хочет непременно.

— Просто грех такой интерес оставить без партийного внимания.

— Как можно?! Прежде всего коммунисты налаживают контакты с рабочей молодёжью и ребятами из бедных семей. Они лучше других своих сверстников понимают, что такое капитализм. Он отнял у их родителей достаток. Значит, эти парни и девчата не смогут оплатить своё образование в университете, которое раньше социалистическое государство давало бесплатно. Все они хорошо знают, что простого человека в нынешней буржуазной Венгрии всюду караулит судьба безработного.

— Но для многих эти хищные повадки капитализма ещё не очевидны. Всё это разъяснять предстоит людям не раз. Каковы же у вашей пропаганды и агитации современные «средства доставки» в массы?

— Наш партийный еженедельник «Свобода» выходит постоянно вот уже 24 года. И его тираж в Венгрии для оппозиционного издания немаленький — четыре тысячи. Естественно, используем и все формы работы в Интернете. Это, конечно же, странички в различных социальных сетях. Есть у партии и свой сайт. Его гости не только коммунисты и сторонники ВКРП. Сайт, по нашим наблюдениям, популярен среди венгерской молодёжи, изучающей политологию. Ведь в нашем электронном арсенале множество партийных документов, исторических свидетельств, ссылок на первоисточники...

— Марксизм, как известно, не догма. Но порой с ним так вольно обращаются, особенно в вопросе собственности на средства производства, что за интерпретациями учения просто теряется его суть.

Какова здесь позиция руководства ВКРП?

— Мы полагаем, что в экономике может действовать частная собственность, но только ограниченно и в короткий исторический период. При этом она должна быть подчинена общенародным интересам. Доходы от капитала могут сохраняться лишь временно и тоже в ограниченных объёмах.

Не стоит забывать здесь опыт прошлого. В 1968 году в Венгрии была введена новая система управления экономикой, которая по сути являлась расширенной формой ленинского нэпа. Однако тогдашние власти оставили без внимания положение Ленина о том, что нэп имеет определённые рамки и рассчитан на короткое время. В итоге в венгерской экономике начал править рынок, породивший свои институты и в конце концов новую буржуазию, которая 23 года назад и свергла социалистический строй.

Социализм, за который мы боремся, — это такое общество, где политическая власть — у трудового народа и средства производства находятся не в руках капиталистов, а в руках того же трудового народа. Это такое общество, где всеобщее плановое хозяйствование, а произведённые блага распределяются в соответствии с количеством и качеством труда.

Мы убеждены, что только эти факторы делают социализм социализмом. Они могут претворяться в жизнь в самых разнообразных формах, в зависимости от того, где и когда строится социализм. Главное, что всё это должно быть осуществлено. Если же нет, то можно говорить о чём угодно, но только не о социализме. Это принципиально.

— Можно ли в связи с этим говорить о социализме как о категории живой, восприимчивой, развивающейся?

— Обязательно нужно. В новом социалистическом обществе демократия должна стать полной. Её нехватка сегодня как раз ощущается. Капитализм создал буржуазные ценности, состоящие из политических прав и свобод. Хорошо, мы сохраним их в новом социалистическом обществе ещё и потому, что извлекли уроки из ошибок предыдущей нашей системы. В то же время мы дополним эти ценности социальными правами человека.

Это новые элементы по сравнению с предыдущим социализмом. Но суть его, повторю, изменена быть не может: власть должна находиться в руках рабочего класса, трудящихся.

— Силу и принципиальность оппозиционной партии в какой-то мере можно определить по «контексту», в котором приходится бороться, по характеру её взаимоотношений с властями…

— Последние три года у руля страны — консервативное правительство. Они хотят вернуть Венгрию в период между двумя мировыми войнами, воссоздать те идеологические подходы, те общественные институты, которые существовали тогда. Поэтому сейчас в стране очень сильны национализм и антикоммунизм. Принят закон, который ставит под запрет использование слова «коммунизм». К сожалению, название партии нам скоро придётся изменить и стать Венгерской рабочей партией. Именно в силу этих принудительных обстоятельств.

— Предполагаю, что борьба в таких условиях предстоит жаркая. Опыт ветеранов здесь, разумеется, крайне важен. Но! Снова вопрос о молодёжи, без чьей энергии, целеустремлённости не обойтись. Как идёт пополнение рядов?

— Что скрывать, большинство наших членов — пенсионеры. Во-первых, венгерское общество само по себе довольно пожилое. Во-вторых, вступать сейчас в партию коммунистов — дело довольно рискованное. Я и цифры по «личному составу» называть не стану. Это у нас закрытые данные. Понимаете, какова ситуация?

Вот молодые люди зачастую и опасаются того, что если начальство узнает об их политической позиции, то они могут потерять работу. Но мы и не настаиваем на немедленном вступлении в партию тех, кто разделяет наши взгляды, кто нас поддерживает. Пусть пока они читают нашу газету и голосуют за нас на выборах, пусть приходят на наши акции и собрания, пусть, что называется, наполняются и крепнут идейно. А время стать коммунистом история предоставит всем.

Правдисты сердечно поздравляют нашего дорогого товарища, известного политика, председателя Венгерской коммунистической рабочей партии Дьюлу Тюрмера с 60-летием и желают успехов в борьбе за интересы трудящихся.