Латышские власти не дадут семейным драмам стать трагедиями

Полиция отныне может выгнать разбушевавшегося супруга на несколько дней из дома, даже если он его хозяин. По замыслу, это спасёт очень многих от увечий и даже гибели.

"Была голова пробита, палец, на лице синяки в основном. Потом я, конечно, уже начала прикрывать лицо", - рассказывает жертва семейного насилия Виктория.

Она и сейчас, когда синяки почти прошли, не хочет показывать лицо. С годовалым сыном Владиком Виктория в кризисном центре уже второй раз. В первый провели здесь всего несколько дней, потом муж уговорил вернуться. Обещал больше не бить и не пить, но когда выпил, все повторилось.

"Чаще и бил меня, когда был пьяный. Когда был трезвый, не бил. Но трезвый он был очень редко", - говорит Виктория.

Похожая история здесь у каждой второй женщины. Возвращаться домой боятся, а больше идти некуда. Ежедневно в полицию звонят десятки жертв насилия в семье. Но оснований задержать агрессора больше чем на несколько часов у стражей порядка часто нет. Впрочем, если примут новый закон, искать временный кров придется уже тому, кто распускает руки. Причем, без суда и следствия.

"Работники появляются по вызову и если видят, что ситуация обострена очень сильно, принимают решение, что одна сторона должна покинуть жилище. Если сравнить, скажем, со спортивной игрой бокс, есть рефери, который машет рукой, говорит "брейк", и боксеры отходят каждый в свой угол", - поясняет начальник отдела профилактики, координации и статистики полиции самоуправления Риги Эгилс Видрикс.

Точнее, в своем углу останется написавший жалобу, неважно, женщина это или мужчина.

А тот, на кого написали, не сможет приближаться к дому 4 рабочих дня, с выходными почти неделю. Иначе штраф несколько сотен евро.

Отправиться в ночлежку или гостиницу, к родственникам или знакомым, предстоит ломать голову уже нарушителю. Для него это возможность успокоиться и подумать над поведением. Риск повторного конфликта значительно снизится, считают психологи. А у того, кто пострадал, будет время решить, стоит ли жить дальше под одной крышей.

Выгнать смутьяна сможет и сын, и теща, и гражданская жена, даже если квартира не ее. Когда на дороге ловят пьяного автомобилиста, машину забирают на штрафстоянку, здесь то же самое, говорят в полиции: права собственника ущемляются во избежание возможных жертв. Некоторые юристы, впрочем, предупреждают: принцип "кто первый пожаловался, тот и прав", может использоваться для шантажа. А было ли на самом деле насилие или нет, не покажет ни один алкотестер.

"Здесь необходимо продумать какой-то механизм. В Австрии психологи составляют тест, дается полицейскому. Как потерпевшая сторона, так и нападавший, этот тест заполняют, и после проведения этого теста можно заключить, был ли такой факт", - отмечает юрист О.Росовская.

Кабинет министров Латвии законопроект уже одобрил. Дорабатывать предстоит депутатам сейма. Многие эксперты уверены: от всех противоречий не избавиться. Но авторы и сами признают: против семейного насилия это не панацея. Скорее неотложка.