В Третьякове проходит выставка в честь юбилея Михаила Нестерова
Картины для экспозиции собирали не только по государственным музеям, но частным коллекциям. Несколько полотен привезли из Киева. Другие достали их запасников. Раньше их видели только искусствоведы.
Встреча маленького Варфоломея, будущего Сергия Радонежского с монахом глазами Михаила Нестерова. Художник, написавший почти житие святого в красках, пожалуй, и сам предвидел свою судьбу.
"Он говорил: будут помнить об отроке Варфоломее, значит, будут помнить и о Нестерове", - рассказывает куратор выставки Галина Чурак.
На выставку к 150-летию живописца некоторым работам без помощи реставраторов было не попасть. Почти полгода специалисты спасали его "Голгофу".
"Сильно деформированный холст с многочисленными утратами красочного слоя, с пожелтевшим сильно лаком, который искажал восприятие картины", - рассказывает о состоянии полотна до реставрации заведующий отделом реставрации живописи Третьяковской галереи Андрей Голубейко.
Михаил Нестеров всегда пытался понять, куда идет его Россия. В этом крестном ходе она вся, вот так запросто идут в толпе и Толстой, и Достоевский. На нестеровских полотнах пейзажи и герои неотъемлемы друг от друга.
"Это тонкие березки с изломанными изогнутыми тонкими стволами и такие же тонкие удлиненные женские фигуры, как бы полное соединение этого образа и облика женского с самой природой", - отмечает куратор выставки Галина Чурак.
Но о Нестерове-монументалисте многие услышат впервые.
Строительные леса появляются в пространстве выставки совсем не случайно. Почти 20 лет Михаил Нестеров работал под сводами храмов в Киеве, Санкт-Петербурге и грузинском Абастумане. А затем он вернулся в Москву, чтобы расписывая Марфо-Мариинскую обитель создать одно из самых больших своих произведений "Путь ко Христу".
Это "явление Христа народу" в прочтении Нестерова можно увидеть во всем величии прямо при входе. Он работал здесь вместе с архитектором Щусевым. На стенах храма уникальные росписи. И, сложно себе представить, они стали результатом экономии.
"Сумма, ассигнованная на постройку, была не такой большой, Нестеров предложил вместе с Щусевым следующую концепцию росписи интерьера. Это беленые стены, на которых были бы расположены живописные цветовые пятна композиции", - рассказывает архитектор Сергей Колузаков.
После революции Нестеров это уже портретист. Но писал он только тех, кем искренне восхищался, никогда не на заказ. Увлеченный работой хирург Юдин, скульптор Мухина в творческом порыве, ученый Павлов с кем-то в горячем споре. На выставке нет портрета этого человека, но и его Нестеров увековечил. Мозаика - надгробный памятник Столыпину, который, правда, так и не был установлен.
Комментарии