Возможна ли в России германофилия?

На модерации Отложенный

В своё время на глаза мне попалась карикатура. На ней были изображены одинаково улыбающиеся люди в париках и камзолах, на которых показывали пальцем баба с коромыслом и бородатый мужик с топором. Подпись гласила: «Понаехали тут!» Карикатура сопровождала довольно тенденциозную и не очень грамотную статью о ксенофобии в отношении немецких гастарбайтеров в XVIII веке. К примеру, автор называет Леонарда Эйлера выходцем из Германии, хотя, он уроженец города Базеля. Также он полагает, что детское имя Екатерины Великой - Фике - произошло от «Фредерика», хотя Фике - это сокращённое от Софи (Софихен-Фикхен-Фике). Но карикатура была весёлая и динамичная. Почему мне это вдруг вспомнилось? В комментариях к постингу о российской галломании, возник вопрос о феномене германофилии. Может ли она быть такой же массовой?

  • По центру - скульптура Й.Торака. 1930-е гг.
  • По краям - бюсты императора Николая I и его жены Шарлотты Прусской. Д.Раух. 1830-е гг.

    Я заметила одну интересную особенность - любить Францию, Англию, Индию или, скажем, Японию можно просто так, без объяснения причин. Для галломании с её Верленом и Версалем не нужен повод, также как и для пития сакэ и чтения литературы эпохи Хэйан. В случае с Германией всё не так; русский человек почему-то должен иметь повод любить эту страну и эту культуру. Именно поэтому многие германофилы начинают придумывать себе немецкие корни. Чтобы своеобразно оправдаться: «Ну это...так получилось...Дедушка - немец, ну и я теперь немножко балуюсь...» Говорят, что это происходит потому, что в миру живёт расхожая истина: «Что русскому - хорошо, то немцу – смерть». Я не знаю, что тут подразумевается, но именно немцы довольно неплохо вписывались в русскую жизнь XVIII-XIX веков. Они были и начальниками, и подчинёнными, и врачами, и булочниками, и сапожниками, и - царями. На мой взгляд массовая германофилия в России невозможна именно по обратной причине - с начала XVIII века немцы жили бок о бок с русскими. Они не имели того полуфантастического ореола, который окружает неведомые и малознакомые нации.

  • Г.Х. Гроот. Юношеский портрет Екатерины Алексеевны.
  • Н.Аргунов. Николай I в детстве. Бабушкин внук - во всех проявлениях.
  • Шарлотта Прусская, супруга Николая I, двоюродная правнучка Фридриха Великого.

    Франция лежала слишком далеко, оттуда прибывали моды, благовония, манеры, изящная (и скабрезная) словесность. Гувернёры - да. Модистки - безусловно. Но их были единицы по сравнению с настоящим засилием лиц германской национальности в академии, в армии, при дворе, в промышленности. Англия была вообще таинственным островом - туманный Альбион, рыжие люди с овсянкой и родовыми привидениями. Англичане тоже попадались - механики, часовщики, наёмные «мисс» для дочерей какого-нибудь уездного денди. Если бы в страну так же массово хлынули, к примеру, те же англичане, результат был бы примерно тем же - они сразу же потеряли бы свою привлекательную инаковость. Все сразу увидели бы их в реале, а не на картинке к роману Джейн Остен. Ведь, помимо лощёных денди и воспитанных мисс есть ещё и мусорщик Дулиттл с его Элизой. А немцы были на виду - они могли быть жадными и ограниченными, бесчувственными и элементарно скучными. Они были разными, короче говоря. Помимо всего прочего, среди них были Бенкендорфы, Бироны, Кляйнмихели и прочие нелюбимые персонажи истории. Тут же - «голштинский чортушка» Пётр III, который по неподтвержённой легенде целовал бюст Фридриха Великого и становился перед ним на колени, как перед языческим идолом.

  • В.Вильрих. Расовые типы. 1930-е гг.
  • Дочери Николая I - Маша и Оля.

    Вот с Фридрихом Великим тоже не всё так просто. Многие малограмотные авторы, пишущие о дворцовых переворотах, часто повторяют клише - в России все плохие цари поклонялись Фридриху, за что и пострадали. Приводится в пример и всё тот же Пётр III, и его сын - Павел I. То что их убили не за поклонение Старому Фрицу, знают многие из вас, поэтому повторяться не буду. Фридриху Великому тогда поклонялись многие - он был кумиром всей Европы. Сподвижница Екатерины - княгиня Дашкова в своих мемуарах называет короля «...самым великим государем, то есть наиболее достойным им быть по своему гению и по постоянным заботам о счастье своих подданных...» Да и сама императрица с величайшим уважением относилась к своему старшему товарищу... Расскажу одну байку. Говорили, что когда фашисты-оккупанты увидели памятник Павлу I, они вскинули руку в партийном приветствии, решив, что перед ними Фридрих Великий. Думаю, Павлу на небесах это было приятно - хоть кто-то его принял за Старого Фрица.

  • Слева - Фридрих Великий. Справа и по центру - Павел I.

    Ещё один немаловажный момент - в Россию, как правило, ехали активные немцы, которые у себя дома не смогли найти себе применения. Или же их привлекала перспектива быстрого обогащения (известности) и так далее. К примеру, известный деятель Анненской эпохи - Б.Х. Миних до того, как предложить свои услуги русским царям, был на службе у ряда европейских государей. И только в России он смог полностью раскрыть свои таланты. Иначе говоря, сюда ехали люди с перспективой роста. Они могли рассчитывать только на себя и на свои умения, а иной раз - на свою наглость. Такая жизненная позиция заставляла их вертеться и запрещала им халтурить. Таракан, найденный в буханке русского булочника - это одно, а вот к понаехавшему Гансу были уже иные подходы - могли и подпалить заведение. Были и случаи массовой ксенофобии по отношению к немцам. Так, в 1830 году, когда в столице разгорелся холерный бунт, кто-то пустил слух, что немцы-врачи заражают русских людей с целью извести люд православный. Объятая страхом и ненавистью толпа кинулась расправляться с докторами немецкой национальности, а заодно - с иноземцами иных профессий. Потом все двинулись в сторону дворца, видимо, затем, чтобы порешить Главного из понаехавших - Николая I. И тогда он вышел к ним и крикнул: «На колени!!!!» Кончилось мирно - все разошлись, а могли бы порвать на части.

  • По краям - бюст Николая I в Пулковской обсерватории. Фото [info]chipaz16
  • В центре - Г.Кайль. «Физкультурники». 1930-е гг.

    Вместе с тем, у многих русских возникало нечто, вроде комплекса неполноценности, соединённого с комплексом превосходства. Обломовы стали завидовать Штольцам, слегка презирая их за практичность и узколобость. В самих фамилиях персонажей заключена странная игра смыслов. По-немецки der Stolz - высокомерие, надменность, гордость. Ну а наш облом - он и в Африке - облом. Гордость vs облом, лузерство. Это не есть gut. Потому что Штольц - это человек-машина, у которого есть цели, но нет смысла жизни. Немцы гораздо тоньше и глубже, чем герой Гончарова, с которого принято «лепить» типовой образ германца. К примеру, нервический Кюхельбекер, Кюхля был чужд любой рациональности, тем не менее, его считали типичным немцем. Сентиментализм, романтизм в Россию ползли именно из Германии, но всё это разбивалось о клише: немец-рационал. Вообще, в случае с немцами, мы часто имеем дело с «отрицательным мифом». Немцы - рациональны, неулыбчивы и скучны. А то, что немецкие туристы ржут, как кони, это вроде как не в счёт.



    Современная российская германофилия, к сожалению, часто базируется на интересе к Третьему Рейху. Опять-таки, благодаря представлению, возникшему через 20-30 лет после войны. Германский Рейх превратился стараниями кинематографистов и писателей в государство-миф с белокурыми атлетами и надраенными сапогами. Немцам стали приписывать нечеловеческую жестокость и природный расизм (обаяние зла), внешнюю красоту и эстетскую холодность. Всё это очень печально, на самом деле. Подлинной же, массовой германофилии в России попросту не может быть - немцы всегда были слишком рядом, чтобы о них можно было рассказывать красивые сказки.