Лавров: взгляды России и Турции на проблему Сирии разнятся
У России и Турции нет двусторонних политических проблем, и взгляды на важнейшие международные вопросы так же довольно похожи. В частности, оба государства желают скорейшего прекращения насилия в Сирии. Однако их подходы к решению этого вопроса, как показала совместная пресс-конференция Сергея Лаврова и его турецкого коллеги Ахмета Давутоглу, разнятся.
Москва и Анкара являются друг для друга важными экономическими партнерами. Россия занимает второе место во внешнеторговом обороте Турции, а Турция — седьмое место в российском. Вместе с тем и политический диалог двух стран обходится без противоречий. Одним из важнейших элементов поддержания российско-турецкого партнерства на высоком уровне служит Совместная группа стратегического планирования. Ее третье заседание прошло в Стамбуле под председательством министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его турецкого коллеги Ахмета Давутоглу. На совместной пресс-конференции глава российской дипломатии следующим образом подвел итог этой встречи.
- Тесная координация действий на уровне внешнеполитических ведомств России и Турции вполне оправдана, наши позиции по большинству региональных и международных вопросов близки или совпадают. И уж точно совпадают наши стратегические интересы в том, чтобы во всех регионах, граничащих с Россией и Турцией, были стабильность, спокойствие, мир, и чтобы там создавались условия для процветания и развития, заявил Лавров.
Впрочем, не на все проблемы взгляды Москвы и Анкары совпадают. В частности, по-разному они смотрят на пути урегулированию конфликта в Сирии. Для Анкары сирийский кризис имеет особое значение, поскольку влияет на ситуацию внутри самой Турции. Ахмет Давутоглу напомнил, что Турция является одной из стран, куда бегут спасающиеся от войны сирийцы. При этом, по словам турецкого министра, на нужды беженцев Анкара уже потратила более 700 миллионов долларов. «Турция просила, предупреждала, требовала, чтобы Асад прекратил насилие», - заявил Давутоглу.
С тем, что кровопролитие должно быть остановлено в Москве, безусловно, согласны. Но, как пояснил Сергей Лавров, в мире есть силы, которые стоят на пути скорейшего урегулирования сирийского кризиса. В частности таковыми являются страны, делающие ставку на силовое решение конфликта и считающие уход Асада предварительным условием прекращения военных действий.
Однако такой подход контропродуктивен.
- Выдвигается предварительное условие — смена режима в Сирии. Но это абсолютно нереально. Даже, если бы это кто-то хотел сделать, как это сделать? Пусть подскажут. Мы точно не занимаемся сменами режимов и легитимизацией подобных попыток. Выбор по-прежнему очень простой: если приоритетом является прекращение конфликта, переход к мирной жизни, согласование назревших демократических реформ, то надо заставить всех, кто там воюет, прекратить это делать без предварительных условий и усадить их за стол переговоров. Если же приоритетом является смена режима или, как еще говорят, уход Асада, то в отсутствии объективной возможности это сделать, ценой такого геополитического подхода будут все новые и новые жизни простых сирийцев.
Высказался Сергей Лавров и по поводу предстоящей встречи «Друзей Сирии». По мнению Ахмета Давутоглу, эта структура является одним из механизмов решения сирийской проблемы. С точки же зрения Москвы, «Друзья Сирии» - это всего лишь группа поддержки части сирийской оппозиции. А если оценивать деятельность этого формата исходя из того, способствует ли он выполнению достигнутых в Женеве договоренностей или нет, то получается, что вреда от «Друзей Сирии» больше, чем пользы. Между тем продолжение войны в Сирии приводит к распространению терроризма в регионе. В том числе и в Турции, где по некоторым сведениям уже появились ячейки Аль-Каиды.
- На стороне оппозиции, против правительства воюют организации, напрямую аффилированные с Аль-Каидой и получающие указания от Завахири. И имею в виду, в частности Джабхат ан-Нусра, которая Соединенными Штатами занесена в перечень террористических организаций. Так что надо отдавать себе отчет, что, чем дольше делается ставка на изоляцию режима и на военное решение, тем больше эти угрозы будут ощущаться.
Хотя на пресс-конференции разница в походах Москвы и Анкары к решению сирийского вопроса бросалась в глаза, источник в российской делегации сообщил, что на самих переговорах позиции сторон различались не так сильно. По его словам, по сравнению с предыдущими раундами переговоров, турецкая сторона гораздо более трезво стала смотреть на ситуацию в Сирии.
Комментарии