"Список Магнитского": больше пробелов, чем имен

В США обнародовали так называемый "список Магнитского". В перечне — 18 человек, которым запретили въезд в Америку. В Штатах против них будут также действовать финансовые санкции. Все фигуранты, по мнению американской стороны, причастны к нарушениям прав человека.

Список из 18 фамилий появился на сайте американского минфина. Ведомству предписано заморозить счета фигурантов в банках США, если, конечно, эти активы вообще есть. Над списком работал и Госдеп, и министерство юстиции. И реакция — диаметрально противоположна. Всего 18 человек — это политическое благоразумие администрации Обамы или в Белом доме недоработали?

"В этом списке больше людей, чем в тех списках, которые когда-либо единовременно принимались против, к примеру, иранских компаний. И у нас нет точных доказательств, нет информации, что конкретно сделали эти 18 человек и достаточное ли это число. Как бы то ни было я не уверен, что это значительно повлияет на российскую внутреннюю политику", — говорит старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа Гудзоновского института Ричард Вайц.

В обнародованном списке нет ни одного высокопоставленного чиновника — разочарование для тех, кто жаждал увидеть там фамилии чуть ли генерального прокурора Чайки и главы Следственного комитета Бастрыкина. Вместе с тем, перечень неполный — есть секретная часть. Какие там фамилии и сколько их — информация закрытая "в интересах национальной безопасности США".

Но секретно заморозить счета, активы невозможно ни технически, ни юридически, пояснили на условиях анонимности чиновники госдепа. Поэтому фигурантам закрытой части списка США просто откажут в визе. Впрочем, эта "закрытость" — поле для манипуляций. Список может быть скорректирован в любой момент.

"Это будет постоянно висеть как Дамоклов меч на российскими официальными лицами, и не только официальными лицами. То есть, акт Магнитского остается рычагом политического давления на Россию", — говорит политолог, президент центра "Национальный интерес" Дмитрий Саймс.

То, что его не задействовали "на полную", у многих, особенно у авторов акта Магнитского, вызвало раздражение. Член палаты представителей Джеймс Макговерн, который предлагал едва ли не три сотни фамилий, разочарован. "Список робкий, в нем больше пробелов, чем имен. Чиновники администрации сегодня заверили меня, что расследование продолжается, и в список будут внесены дальнейшие дополнения, когда вскроются новые обстоятельства", — говорит он.

Расстроился и Джон Маккейн: ознакомившись с открытой и секретной частями, он назвал список "неадекватным".

Из тех, кто предлагал версии списка Магнитского, при желании можно составить свой список — так много было авторов. Это и конгрессмены, и неправительственные организации, и российские оппозиционеры. Но результат их труда, кажется, не устроил никого.