Александр Хлопонин: Кавказ подо мною

На модерации Отложенный

В границах 34-го года. Создание нового, Северо-Кавказского федерального округа и назначение полпредом президента и одновременно вице-премьером правительства Александра Хлопонина стало полной неожиданностью для большинства политиков и экспертов. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что этот кадровый ход готовился. В логике кавказской политики Кремля разбирался The New Times

К исполнению своих обязанностей полпред в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин приступил 20 января, на следующий день после встречи с Дмитрием Медведевым. Главам вошедших в новый федеральный округ субъектам1 его представил глава администрации президента Сергей Нарышкин. Новый статус Хлопонина — полпред и одновременно вице-премьер — беспрецедентным назвать нельзя. В июне 1993 года полпредом в зоне осетино-ингушского конфликта в статусе зампреда правительства был назначен Виктор Поляничко. Правда, на своем посту Поляничко проработал недолго 1 августа 1993 года он погиб в результате теракта.

По заветам Сталина

Раздел Южного федерального округа на собственно ЮФО и СКФО уже однажды случался: в 1934 году точно такую же операцию по разделу большого Северо-Кавказского края на две половины — Азово-Черноморский край и Северо-Кавказский — провел Иосиф Сталин. Причем границы нового СКФО абсолютно совпадают с границами того, образца 1934 года, Северо-Кавказского края. И в том и в другом случае столицей вновь созданного объединения стал Пятигорск. Московские эксперты воссоединение в одном округе шести национальных республик и одного края объясняют так: «Федеральный округ не может быть только республиканским». Эксперты, живущие на территории вновь созданного округа, предлагают другую гипотезу: «Причина присоединения Ставрополья — чисто географическая, — говорит советник президента Чечни Рамзана Кадырова Тимур Алиев. — Граница Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии — это сплошь горы. Ехать из одной республики в другую все равно надо через Ставропольский край, и было бы странным, будь он в другом федеральном округе».

«Есть и чисто экономические причины, — полагает пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов. — Пятигорск, который стал теперь столицей СКФО, — это крупный экономический центр. Там работают оптовики, снабжающие продовольствием республики Северного Кавказа. Здесь и транспортная развязка: руководителям входящих в округ регионов проще всего собираться именно здесь». О том же говорит и президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, который заявил, что на поездку на совещание с полпредом в Ростов-на-Дону, где находилась столица ЮФО, ему приходилось тратить от двух до трех дней, а в Пятигорск он сможет добираться за несколько часов. Жители Пятигорска на интернет-форумах уже обсуждают, что городу теперь выделят наконец деньги на завершение реконструкции автодороги Георгиевск—Пятигорск, ее чинят уже больше 10 лет: именно по ней идет сообщение с республиками.

Особенности статуса

Сразу после назначения Хлопонина полпредом и вице-премьером Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в Федеральный закон «О правительстве», депутаты, не откладывая, проголосовали за их принятие уже 22 января. Ничего судьбоносного, впрочем, в этих поправках нет. Первая касается статьи 6 закона, где оговаривается состав правительства. По ней правительство состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. В новой редакции статья будет предусматривать возможность вхождения в состав кабинета министров и полпредов президента в федеральных округах. Изменения коснутся и статьи 11 того же закона, которая оговаривает, что члены правительства «не вправе занимать другие должности в органах государственной власти».



Совмещение двух должностей дает как плюсы, так и минусы. Главный минус: раньше полпред был подотчетен исключительно президенту, полпред вице-премьер Хлопонин будет подотчетен и президенту, и премьеру. На этом, пожалуй, минусы заканчиваются, начинаются плюсы. У президентских полпредов ранее не было никаких реальных рычагов воздействия на органы власти на местах. Они наблюдали, контролировали и периодически могли докладывать президенту о своих впечатлениях. Теперь круг их возможностей расширяется. «Возникнет уникальная позиция (...) В ваших руках будут и полномочия экономического порядка, полномочия, связанные с исполнительно-распорядительной деятельностью правительства, а с другой стороны, полномочия, связанные с исполнением обязанностей президентской вертикали, — туманно описал это сам Медведев. — То есть полномочия (...) по работе с силовыми и правоохранительными структурами». Какой контроль над силовиками получит Александр Хлопонин на новой должности?

«Это контроль прежде всего экономический, — говорит председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. — Участвуя в формировании бюджета региона, Хлопонин, безусловно, сможет влиять на силовые структуры, определяя приоритеты финансирования. Кроме того, будучи заместителем председателя правительства, он получает возможность давать поручения профильным министрам». Впрочем, ни глава ФСБ, ни глава Госнаркоконтроля в правительство не входят и подчиняются только президенту. Вероятно, здесь Хлопонину может помочь близость к «телу» — премьеру Путину, который по-прежнему де-факто контролирует силовиков.

Почему именно он

Объясняя логику президента Медведева, чиновники в Кремле и политологи сходятся на том, что выбор пал именно на Хлопонина, поскольку он для Северного Кавказа человек чужой, связей там у него нет, к тому же богат, следовательно, его тяжело будет покупать. Однако совсем без связей Хлопонин на Кавказе не окажется. Во-первых, по данным The New Times, его связывает давняя дружба с премьер-министром Ингушетии Алексеем Воробьевым. Воробьев возглавил ингушское правительство в начале ноября 2009 года, буквально за несколько дней до Послания президента Федеральному собранию, в ходе которого Медведев впервые анонсировал скорое появление «куратора Кавказа». Во‑вторых, за сутки до вступления Хлопонина в должность подчиненным был представлен и новый командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-лейтенант Александр Галкин.

До назначения на Кавказ Галкин руководил штабом Сибирского военного округа, включающего в себя и Красноярский край, которым до 19 января руководил Хлопонин. Наконец, не стоит забывать, что до перехода на госслужбу Хлопонин был топ-менеджером группы «Интеррос», которой в то время руководил Владимир Потанин. С последним Хлопонина связывают давние дружеские и деловые отношения: «Мы друзья с Володей», — говорил он в одном из интервью. «Интеррос» Потанина еще с 2007 года активно инвестирует средства в горнолыжную инфраструктуру Кавказа. Тогда Потанин подписал меморандум о сотрудничестве с президентом Кабардино-Балкарии и объявил о начале строительства современного горнолыжного комплекса на Эльбрусе. Ориентировочная стоимость проекта составляла $300 млн. Кризис заморозил амбициозный проект, но интересы на Кавказе, руководить которым будет теперь «друг Саша», остались.