Как Северная Корея поссорилась с Кубой

Вот говорят, что никто не верит в ядерные угрозы Северной Кореи. Никто не проводит всеобщих мобилизаций, не эвакуирует посольства, не прячется по бункерам и вообще не проявляет никакого желания готовиться к обещанной Пхеньяном третьей мировой войне. Но это неправда. Есть в мире человек, которой относится к сложившейся ситуации со всей серьезностью. Это главный (среди живых) специалист по ядерным кризисам – Фидель Кастро. Правда, для самой Северной Кореи в этом мало приятного. Наоборот, в лице Кубы она потеряла своего единственного на планете союзника, потому что Фидель Кастро не одобрил ядерного шантажа корейцев.

Латиноамериканским и азиатским коммунистам всегда было очень трудно дружить между собой из-за гигантских стилистических расхождений. Коммунизм в Латинской Америке – он такой легкий, веселый, молодежно-бунтарский, почти праздник непослушания. Долой классовые и национальные различия, мы все здесь братья, мы здесь равны, и даже наш вождь, несмотря на его неоценимые заслуги, для нас просто companero – товарищ. Так давайте же обнимемся и споем хором под гитару грустное, но светлое «Hasta siempre, comandante».

Другое дело – коммунизм азиатский, растущий из крестьянских тайных обществ и сект с их железной дисциплиной, фанатизмом, звериной серьезностью и культом вождя. Тут он уже никому не товарищ, а мессия, сошедшее на землю божество, солнце нации, которое своими лучами озаряет полный трудностей путь к всеобщему счастью.

А сверху на все это у азиатов еще накладывается махровый национализм, потому что строительство социализма для них – это прежде всего способ вернуть родине чувство национального достоинства, отобранное империалистическими хищниками. Поэтому никаких братаний и беззаветной дружбы на международном уровне здесь быть не может. Даже во времена самого расцвета соцлагеря северокорейская пропаганда умудрялась ругать своих главных спонсоров – СССР и Китай. Пугала подданных китайским догматизмом и советским ревизионизмом для пущей верности вождю, который единственный в мире знает верную дорогу.

Объединить латиноамериканских и азиатских коммунистов могло только одно – святое для всех леваков – чувство глубочайшей ненависти к Соединенным Штатам. Из общей ненависти к США можно подружиться даже со странами, где строят совсем не социализм, а какой-нибудь теократический капитализм, как в Иране. Тем более можно дружить с чудаковатыми Кимами, у которых все-таки в названии страны есть слово «народная», а в названии правящей партии – «трудовая».

Вот такие разные Куба и Северная Корея и старались дружить до последнего. Назло Штатам в 1970-х очень хотели наладить экономическое сотрудничество: Куба должна была поставлять Северной Корее сахар. Но потом выяснилось, что у корейцев для этого нет денег, а у кубинцев – сахара, и экономическое сотрудничество пришлось свернуть.

Союзники решили довольствоваться более символическими жестами дружбы. Например, кубинцы тренировали сборную Северной Кореи по бейсболу. В конце 1980-х Фидель Кастро ездил в Пхеньян с официальным визитом и очень хвалил увиденное. Кимы, к сожалению, не смогли ответить кубинцу тем же, но он сам виноват – построил свой режим на острове, куда поездом не доехать, а самолет в любой момент могут сбить империалисты.

Из солидарности с Пхеньяном кубинцы даже бойкотировали Олимпийские игры 1988 года в Сеуле. Весь соцлагерь, включая СССР и Китай, к тому времени забил на эти глупости и приехал, и только Куба (и еще временно коммунистическая Эфиопия) оказалась тогда по-настоящему принципиальной. Как объяснял Кастро, соревноваться в Сеуле – это как если бы США устроили Олимпиаду в Гуантанамо, на оккупированной кубинской территории.

А после распада соцлагеря кубинцы и корейцы сдружились еще сильнее – ведь столько всего общего. Две последние коммунистические диктатуры, где правящие семьи с 1950-х годов фанатично цепляются за власть, не желая идти на уступки здравому смыслу. Никто их так не поймет, как они друг друга. Ну какая еще страна могла в 2011 году объявить трехдневный государственный траур по случаю смерти Ким Чен Ира – только Куба. Или вот в декабре коммунистические союзники в торжественной обстановке подписали соглашение об экономическом сотрудничестве и торговле на 2013 год. Улыбались так широко, как будто им действительно есть чем друг с другом торговать.

Но когда Пхеньян вдруг, без всяких причин, стал угрожать всему миру ядерной войной, терпения не хватило даже у Фиделя Кастро – старику наступили на самую больную мозоль. Он прервал многомесячное молчание и поделился с прогрессивным человечеством своим очередным reflexion (размышлением), которых не писал с июня прошлого года.

Конечно, в статье Кастро не обошлось без критики США и обещания вечного проклятия для Обамы, если он все-таки допустит войну. Но это просто дань привычке. В своем тексте Фидель Кастро обращается к Пхеньяну, и обращается не очень лестно. Кастро не выражает никакой солидарности с корейцами в их борьбе с неоколониализмом. Наоборот, оговорившись про старую дружбу и революционные заслуги Кима-деда, называет ситуацию на полуострове «невероятной» и «абсурдной».

Кастро пишет, что технические и научные достижения северных корейцев – это замечательно, но они не должны забывать о своем долге перед другими странами. Должны помнить, как обещанная ими ядерная война может сказаться на судьбах «более 70% населения планеты». По мнению Кастро, жертвы от такой войны будут «ужасными и бесполезными». Вот так вот. Может, корейцы, как когда-то Мао, хотят своими ракетами ввергнуть весь мир в объятия социализма, а кубинский старик называет эти жертвы «бесполезными», как будто сам не коммунист.

Под конец статьи Кастро совсем расходится и прямо заявляет, что избежать ядерной войны – долг не только США, но и самой Северной Кореи. И кто это говорит? Человек, который 50 лет назад призывал СССР нанести по США упреждающий удар ради победы дела мира и социализма.

В 2010 году, после полувека нищеты и дефицита, Фидель Кастро все-таки признался публично, что кубинский социализм не работает. Теперь вот осознал, что угрожать ядерными бомбардировками – это плохо, независимо от возможного благородства целей. Если прогресс пойдет так и дальше, то еще пара десятилетий – и Фидель Кастро станет для Кубы отличным правителем.