Дело Щербаня: о чем умолчали олигархи

На модерации Отложенный

В понедельник, 8 апреля, в здании Апелляционного суда г. Киева, продолжится досудебное следствие, в ходе которого опрашиваются свидетели, подтверждающие или отрицающие причастность к заказу на убийство народного депутата Украины Евгения Щербаня - экс-премьер-министра Украины Юлии Тимошенко.

Во вторник, 2 апреля, по делу свидетельствовал крупный бизнесмен Сергей Тарута. 8 апреля на очереди второй олигарх - Виталий Гайдук. В чем признаются украинские олигархи, и насколько они честны в своих показаниях в свете нынешней политической ситуации? Ведь события 1996 года (год убийства Евгения Щербаня) и сегодня все еще пугают некоторых живых участников процесса, не давая им открыто признаваться в каких-то деяниях даже сильным мира сего.

Итак, 2 апреля один из богатейших людей Украины - бизнесмен, совладелец корпорации "Индустриальный союз Донбасса" (ИСД), президент донецкого футбольного клуба "Металлург" Сергей Тарута - во время своего допроса в суде уверял, что противостояние лидеров днепропетровского и донецкого регионов в крупном бизнесе выглядело как "нормальный, деловой конфликт". Увы, теперешние показания в суде искажают события 17-летней давности до неузнаваемости. Несмотря на то, что действующие персонажи все те же. А поскольку география дела Щербаня, в котором замешана и Юлия Тимошенко, не ограничивается Украиной, ныне здравствующие отечественные политики и олигархи, похоже, всячески юлят, заметая следы своих былых дел, ведущих в Москву и Вашингтон.

А ведь в 1990-е годы нынешние "цивилизованные" политики и бизнесмены устраивали настоящие бульдожьи схватки, в финале которых на суд общественности выносили разве что трупы поверженных противников. Не секрет, что генеральный директор ЕЭСУ Юлия Тимошенко была одной из самых ярких фигур в той среде. Мэтью Бжезинский, сын известного американского политсоветника Збигнева Бжезинского, вообще охарактеризовал ее как "самую удачливую бизнес-леди на территории бывшего СССР". Какими же путями шла к своей деловой и политической славе Юлия Владимировна?

Тарута молчал про угрозы Щербаню

Немного предыстории: созданные в 1995-м куратором энергетики, вице-премьером Украины Павлом Лазаренко "Единые энергетические системы Украины" (ЕЭСУ) задумывались как корпорация, контролирующая поставки газа в Днепропетровскую, Черкасскую, Сумскую, Полтавскую, Кировоградскую, Николаевскую и Донецкую области. Все регионы безоговорочно приняли условия, продиктованные им ЕЭСУ, кроме последнего. Так, на Донбассе, в противовес ЕЭСУ, ныне покойным бизнесменом и нардепом - Евгением Щербанем - была создана другая корпорация - "Индустриальный Союз Донбасса" (ИСД), исполнительным директором которой был назначен Сергей Тарута.

Помимо ЕЭСУ, ИСД противостоял тогда еще и российской "Итере". "ЕЭСУ и "Итера" хотели заходить напрямую", - рассказал на допросе 2 апреля свидетель С.Тарута, тут же добавив, что газотрейдеры вскоре "договорились".

"Мог ли ИСД отказаться от сотрудничества с корпорацией ЕЭСУ?" - уточнил представитель гособвинения, прокурор Олег Пушкарь.

Тарута ответил утвердительно и добавил: "Был нормальный, деловой конфликт. После того, как мы договорились, сложились нормальные, рабочие отношения".

Однако убийство Евгения Щербаня явно не вписывается в логику "нормальных отношений" ИСД и ЕЭСУ. И потому на вопрос, кому была выгодна смерть Евгения Щербаня, Тарута ответил уклончиво: "Не знаю". Затем добавил, что ничего не знает ни об угрозах Щербаню, ни о причастности Тимошенко к его убийству. Таким образом, показания миллионера практические совпали со свидетельствами нынешней политической соратницы Юлии Тимошенко - Александры Кужель.

Договор между ИСД и ЕЭСУ был затишьем перед бурей

Однако рассказ другого бизнес-партнера и близкого друга Евгения Щербаня - Юрия Дедуха - дают картину взаимоотношений между ИСД и ЕЭСУ совершенно отличную от той, которую нарисовали во время досудебного следствия Тарута и Кужель.

"Они просто не владели истинной информацией. Женя (Евгений Щербань - Ред.) специально подписал этот договор, чтобы взять тайм-аут и за это время договориться с людьми о создании совершенно другой структуры. Потому что условия с той стороны были кабальными, - рассказал Ю.Дедух в интервью "Forbes Украина". - Женя в 1995 году уже провел переговоры о создании новой структуры, которая должна была поставлять газ в Украину. Учредителями этой структуры были уважаемые люди. Называть их имен я не хочу, потому что они до сих пор живы. Поэтому в убийстве Евгения был заинтересован и Лазаренко - ему грозило утратить влияние на газовом рынке Украины... С "Газпромом" были проведены переговоры о заключении договора, согласно которому эта структура становилась монопольным поставщиком газа в Украину. Отношения "Газпрома" с остальными структурами должны были со временем прекратиться".

После чего были убиты А.Шведченко и А.Момот

Прелюдией к широкому договору с россиянами было сотрудничество ИСД и газотрейдера "Итера". Украинский филиал этой компании возглавлял Александр Шведченко, доверенный партнер Щербаня.

"К нам подключился Александр Шведченко. Мы с ним познакомились в Амвросиевке, он тогда был главой районного совета, - объясняет журналистам Юрий Дедух. - На тот момент у нас возникла ситуация кадрового голода. Было мало людей, которые могли взять на себя какое-то направление бизнеса, отвечать за него. Шведченко предложил нам заняться организацией поставок газа на металлургические комбинаты. Он летал в Москву, встретился с Игорем Макаровым (крупнейший акционер "Итеры"). После чего договорился, что он возглавит украинское подразделение "Итеры" и будет курировать поставки газа в Украину".

Для ЕЭСУ столь взаимовыгодное сотрудничество ИСД и "Итеры" было крайне невыгодным. А вскоре Александр Шведченко был убит на пороге прокуратуры в Киеве (28 марта 1996 г.). Уточним и такой момент: в то время за газ с "Итерой" украинские предприятия рассчитывались бартером. А это была вотчина Юлии Тимошенко...

Когда ИСД и после этого не пошел на уступки, 16 мая в Донецке был расстрелян Александр Момот, учредитель "ИСД" и неформальный управляющий компании...

Баронесса-разбойница

В молодости Юлия Владимировна заработала себе репутацию энергичного и результативного руководителя. На фоне своих коллег-мужчин она производила впечатление на иностранцев. Именно Тимошенко из Украины была для них первой бизнес-леди бывшего СССР, а вовсе не элитные московские "переводчицы" из "Газпрома".

Еще тогда Юлия Владимировна заработала себе имидж недоступной для журналистов VIP-персоны. Мэтью Бжезинский - один из немногих, кто удостоился чести быть допущенным на интервью с генеральным директором загадочной для Запада корпорации ЕЭСУ. Впечатления о Юлии Тимошенко он изложил в своей книге "Казино Москва" в разделе "Женщина ценой в 11 миллиардов".

Первое, что поражало воображение при встрече с Тимошенко в середине 90-х, - это вооруженная охрана на огромных "мерседесах".

"Моя мать отозвалась о них как о "чемпионах по плаванию из Восточной Германии": светлые волосы, голубые глаза, безукоризненное телосложение, как скульптуры Родена, с пистолетными кобурами на боку. "Очень холодные и равнодушные глаза, - прокомментировала моя мать. - Те ребята посмотрели на нас так, будто мы не были людьми, и я сразу вспомнила гестаповцев в Варшаве во время оккупации", - вспоминает Бжезинский. По его словам, услуги в общей сложности 22 бывших громил-спецназовцев Тимошенко оплачивала из собственного кармана.

"К Тимошенко было неприменимо слово "новый русский". На лице ее был едва заметен макияж, щеголяла она в классическом костюме "Шанель", на шее красовалось скромное жемчужное ожерелье, стоимость которого потянула бы на годовую зарплату. Волосы были золотистого оттенка, на губах - малиновая помада, а глаза - цвета морской волны... Папка с информацией по Тимошенко была практически пустой... Утверждалось, что общий доход неизвестной компании, которой владеет Тимошенко, составляет 11 миллиардов долларов. На территории республик бывшего СССР только две компании могли бы по уровню прибыли опередить ее: частично приватизированный "Газпром" и РАО "ЕЭС".

Даже компания "Кока-Кола" не смогла бы достичь такого уровня дохода... ", - описывает первую бизнес-леди постсоветского пространства Бжезинский-младший.

Для интервью в Днепропетровске Тимошенко выделила ошарашенному американцу один из четырех самолетов ЕЭСУ.

В своих воспоминаниях Бжезинский-младший признается, что вышел из самолета в Днепропетровске с опаской: "На пуленепробиваемом стекле автомобиля я заметил логотип немецкой компании, производящей армирование. Это обстоятельство действовало на меня успокаивающе, учитывая очень яркое убийство, которое недавно произошло в аэропорту Донецка, города на востоке Украины. Один бизнесмен, который занимался продажей нефти и алкогольной продукции, возвращался из Москвы, со дня рождения Иосифа Кобзона, русского Франка Синатры. Две милицейские машины подкатили к его частному самолету и открыли огонь. Магнат, его жена и несколько телохранителей были убиты. (Прокуратура позже обвинит Лазаренко в этом покушении, что он будет полностью отрицать, находясь уже в тюрьме в Сан-Франциско)", - вспоминает автор мемуаров об убийстве Евгения Щербаня.

"Центральный офис ЕЭСУ. Вестибюль был ужасный, в нем царил запах дезинфицирующего средства. Он был заставлен чахнущими цветами в горшках и обвешан плакатами бедствующего металлургического института, к которому относилось здание... Мы поднялись на шатающемся лифте из тусклого вестибюля на пятый этаж. Как только дверь, громыхая, открылась, я оказался на другой планете. Я ступил на плюшевый ковер, и на меня повеяла освежающая прохлада от кондиционеров. У меня было ощущение, что я магическим образом оказался на верхнем этаже небоскреба в Манхэттене. Я был в сердце успешно работающей и хорошо отлаженной машины по производству денег... Тимошенко выглядела уставшей, когда она обходила вокруг массивного стола из красного дерева, чтобы протянуть свою изящную ручку... На почетном месте, над спинкой ее высокого стула, у Тимошенко висела позолоченная фотография великого патриота и покровителя Павла Лазаренко... ЕЭСУ была вторым по величине покупателем российского природного газа после Германии. Компания импортировала более 24 миллионов кубометров сырья, которого достаточно, чтобы обогревать всю Францию целую зиму", - восхищался журналист объемами бизнеса Юлии Владимировны.

"Наша специализация - это наиболее проблемные организации и те, которые безумно хотят работать на любых условиях в нашей системе. Я считаю, что в этом и заключается сущность капитализма", - объясняла Тимошенко принципы своей работы заокеанскому гостю.

Правда, ее аргументы мало убедили Бжезинского-младшего: "Баронесса-разбойница имела свое мнение по этому вопросу. Она просто использовала преимущества той неуправляемой системы, которая называла себя посткоммунистической".

Журналист на приеме за тремя блюдами, тостами и речью Тимошенко по крупинкам собирал сведения о том, как же хваленая система ЕЭСУ работала для трех местных предприятий: "Руководители фабрик с готовностью пели дифирамбы Тимошенко, но их активность сводилась на нет, как только поднимался вопрос о финансовых подробностях их договоренностей с ЕЭСУ. Я могу предположить, что Тимошенко назначала непомерную цену за энергию и производственные ресурсы (сырьевые материалы) и при этом платила очень мало за готовую продукцию - такая себе ростовщическая практика, известная, как "давальческая схема".

Мэтью Бжезинский вспоминает, что украинский парламент был возмущен, когда обнаружил, что из 11 миллиардов долларов от продаж в 1996 году ЕЭСУ не заплатила ни одной копейки налогов: "Тимошенко с бесстрастным лицом возражала, что наряду с этим она делала долгосрочный вклад в благосостояние Украины, лично оказывая помощь двум приютам в Днепропетровске".

Американские следы: Тейтум и документы во Флориде

Серия циничных убийств в Украине напугала руководство "Итеры". Летом 1996-го ее инвесторы решили откупиться от ЕЭСУ.

В апреле 2004 года учредитель, акционер и топ-менеджер "Итеры" Тед Кавальерос признался американскому суду, что перечислил по поручению компании 25 миллионов долларов семью траншами на счет компании Bainfield Company Ltd в швейцарском банке SCS Alliance.

Небезынтересно, что Кавальерос заявил, что "не знает", за что та компания получила деньги. Однако бывший заместитель председателя швейцарского банка SCS Alliance Гийон Круг признался, что 51% акций компании Bainfield Company Ltd принадлежали Павлу Лазаренко.

Американское обвинение расценило эти 25 миллионов как взятку. И действительно, "Итера" (с предварительно обезглавленным украинским филиалом) закрепилась в Украине на долгих 7 лет.

Американские власти раскрутили дело Лазаренко, но делу Щербаня не придали значения. Хотя убийство народного депутата в Донецке произошло всего за несколько часов до расстрела его американского бизнес-партнера Пола Тейтума. Символично, что американца расстреляли из автомата при выходе из подземного перехода станции метро "Киевская".

Щербань и Тейтум виделись в последний раз как раз накануне их гибели на серебряной свадьбе певца Иосифа Кобзона в гостинице "Рэдиссон-Славянская". Оба были очень близкими друзьями. В свое время Щербань перечислил со своей украинской фирмы в стокгольмский международный арбитражный суд 600 тыс. крон в качестве оплаты пошлины за иск Тейтума к руководству СП "Интурист РадАмер - гостиница и деловой центр", которые были специально созданы для управления той самой гостиницей "Рэдиссон-Славянская", - писала газета "Коммерсант". Американские следы есть и у документов по делу Щербаня.

Кстати, Юрий Дидух утверждает, что после убийства вылетел во Флориду, где у него был общий дом с Евгением Щербанем: "В доме был сейф, там хранились документы и деньги. Когда я зашел в дом, то вся мебель была в пыли, но сейф был тщательно вытерт и пуст. Поэтому, кроме движения денег по счетам, нужно выяснить, куда пропали деньги и документы".

Некоторая часть активов убитого Щербаня перешла к сыну его однофамильца Владимира Щербаня - Артему. "Обвинять я никого не могу, но то, что сын Владимира Щербаня снял деньги и перевел на свои счета - это факт, - утверждает Дидух. - Поэтому нужно разобраться, имел ли он на это право".

Во время досудебного следствия остаются вопросы к Сергею Таруте и у детей Щербаня. Так, Евгений Щербань-младший на допросе 2 апреля напомнил нынешнему председателю совета ИСД, что тот не вернул мебель из дома отца после его убийства

Следующими жертвами должны были стать Ахметов и Бакай

После смерти американца Пола Тейтума серия покушений, связанных с донецкими бизнесменами, не закончилась.

Свидетель Игорь Марьинков на допросе 14 февраля заявил, что следующими жертвами после Евгения Щербаня должны были стать политики Игорь Бакай и Александр Волков. Напомним, что "Интергаз" Бакая был также одним из конкурентов ЕЭСУ. Далее последовало неудачное покушение на Рината Ахметова.

По некоторым данным, за всей этой цепочкой убийств стоят исполнители из московских криминальных кругов, связанных со спецслужбами РФ. Считается, что Р.Ахметова оставили в покое благодаря родственным связям с Камилем Исхаковым - бывшим мэром Казани, а также Венером Салимовым - бывшим секретарем Совета безопасности Татарстана.

В общем, с делом Евгения Щербаня связан целый пласт не только украинской, но и межгосударственной политики. В нем замешаны как интересы ныне здравствующих олигархов и партийных лидеров, так и могущественных мировых государств. Недаром материалы по делу таинственным образом исчезают, а непосредственные свидетели вдруг забывают о событиях, в которых принимали активнейшее участие.

По сути, весь нынешний расклад в отечественной политике уходит корнями в дело Щербаня, которое может таить в себе еще немало сюрпризов. Ближайшего такого сюрприза можно ожидать уже 8 апреля, когда на допрос явится один из учредителей ИСД - Виталий Гайдук.