В Эстонии модно рассуждать об альтернативной истории

Сегодня в Эстонии модно рассуждать об альтернативной истории. Считается, что если бы не «советская оккупация» 1939 г, то прибалтийское государство развивалось бы не хуже Финляндии. Эстонские торговые марки были бы известны в мире не меньше Nokia. Таллинн приветствовал бы Нобелевского лауреата по литературе Антона Хансена Таммсааре. Баскетбольная и хоккейная сборные страны были бы одними из лучших в Европе. А на Олимпийских играх спортсмены крошечного государства завоевали бы не одну золотую медаль.

Блог Марта Лаара «Какой была бы Эстония, если бы в 1939 г. оказала сопротивление СССР?» содержит полный набор подобных предположений.

Несколько слов о самом г-не Лааре. Политик дважды трудился на должности премьера Эстонии (1992-94, 1999-2002). В 2011-12 возглавлял министерство обороны. Одно время председательствовал в правой консервативно-националистической партии Союз Отечества и Res Publica. Исполнял обязанности советника президента Грузии Михаила Саакашвили с 2006 г. Ретировался с должности в августе 2008 г. после начала военного конфликта в Южной Осетии. А спустя два года отправился консультировать правительство Молдовы.

В 2011 г. повеселил общественность заявлением, что в случае войны между Эстонией и Россией, армия прибалтийского государства до прихода подмоги в виде сил НАТО, сможет удерживать оборону самостоятельно. Так же он объявил о начале создания в стране партизанских отрядов для противодействия частям российской регулярной армии. Дмитрий Рогозин - представитель РФ в НАТО посоветовал политику «чаще приминать антидепрессанты» и назвал его «буйным фантазером».

«Если бы Эстония, решила осенью 1939 года оказать сопротивление Советскому Союзу, - фантазирует Лаар, - вся история региона, а, быть может, и мировая, сформировались бы иначе».

Далее политик (по образованию историк, кстати) рассуждает, что стало бы со страной, пойди она по пути Финляндии. Ведь, по его данным, в 1939 г. Эстония и Финляндия находились на одном уровне развития. «Эстония осталась бы независимым государством и, вероятно, входила бы долгое время в сферу влияния Советского Союза, но не была бы оккупирована. Можно предположить также, что Эстонии удалось бы остаться в стороне от Второй мировой войны или, вернее, от войны между Германией и Россией».

При развитии без сильных потрясений, по мнению Лаара, сегодня:

1) Население Эстонии было бы значительно больше, чем сейчас;

2) Удельный вес эстонцев превышал бы 80%;

3) Страна не испытала бы переживаний, связанных с национализацией и прочими потрясениями. Утвердившиеся в мире эстонские торговые марки сохранились бы до сих пор;

4) Инвестиции в инфраструктуру, жилищное и дорожное строительство были бы постоянными и равномерными. Жилой фонд не страдал бы от не делавшегося 40 лет ремонта и от спальных районов. Уровень зарплат и цены выровнялись бы. То же касалось бы медицинских учреждений, хотя можно было бы ожидать оттока врачей в Швецию;

5) Эстония выиграла бы ряд медалей на Олимпийских играх. Баскетбольная команда Эстонии была бы в 30-ые годы одной из лучших в Европе. В конце того же десятилетия Эстония и Финляндия были одинаково неуспешны в хоккее, но с течением времени мог прийти такой же успех, как в Финляндию;

6) Страна получила бы как минимум одну Нобелевскую премию по литературе, Финляндии дали такую в 1939 г., а она могла бы отойти, скажем, Антону Хансену Таммсааре.