Такое вот кино

На модерации Отложенный

Эпизод I. Многие видели фильм Петра Тодоровского "Какая чудная игра". Его часто показывают по телевизору. Фильм снят в 1995 г. В "угар ельцинизма", так сказать. Кто не видел, сюжет вкратце таков.

Группа студентов-лоботрясов дурачит сокурсников примитивным трюком: один прячется в шкафу и при помощи микрофона, подключенного к радиоприёмнику, имитирует голос диктора. Для розыгрыша выбирался какой-нибудь лох, у которого рыльце в пушку. И именно о его "отдельных недостатках" начинало вещать радио. А на дворе "Сталин, Берия, ГУЛАГ". Несчастные жертвы иногда даже теряли сознание. Наконец, радиохулиганы дошутились до того, что объявили по своему прибору, собрав в комнате как можно больше студентов, о полном и безоговорочном снижении цен с 1 апреля 1951 г., особенно на винно-водочные изделия, табак и крепдешин. Услышав эти новости, объявленные голосом Левитана, радостные студенты разбежались по посёлку с криком:

"Да здравствует товарищ Сталин". МГБ отреагировало немедленно. И тут начинается уже несмешное. Режиссёр Тодоровский со смаком приканчивает всех шутников вместе с подругами и домашними животными в подвалах Лубянки. Зрители в ужасе. Дети, не жившие в "Великую Эпоху", получают кодированное, негативное впечатление о славных послевоенных годах. Задание CIA выполнено на отлично. Довольный режиссёр запихивает в карманы техасских штанов пачки засаленных долларов.

На самом деле фильм - практически пересказ реальной истории, случившейся с артистом Николаем Рыбниковым. Всё, что происходит в фильме, абсолютная правда. Кроме трагического финала. Когда МГБ повязало шутников, трюк с микрофоном в шкафу и радио вызвал у бериевских соколов приступ здорового смеха. На Лубянке даже стали подумывать, не применить ли что-либо подобное в оперативно-следственной практике. Студентов пожурили: "На водку в 7 раз, эко загнули", - и отпустили. Институтское начальство исключило шутников из комсомола (впоследствии восстановлены), а главного "героя" Николая Рыбникова отчислили из ВГИКа. Но за артиста вступились, и он был оставлен в стенах института. Он потом сыграл в таких фильмах, как "Садко", "Тревожная молодость", "Весна на Заречной улице", "Девчата", "Высота", "Освобождение". Так что в МГБ знали, кого расстреливать, а кого нет.

Эпизод II.

Был такой советский артист Георгий Юматов. В 1941 г. он поступил в военно-морское училище. Началась война. Юматов служил рулевым-сигнальщиком торпедного катера. Часто тонул, но всегда выплывал. Наиболее ярким эпизодом его ратного пути была рукопашная схватка за Венский мост. Во время взятия Вены этот небольшой участок (мост размером примерно с Крымский на Москва-реке) унёс более 2000 жизней моряков-десантников.

В общем, закончил войну Георгий Юматов героем и вернулся домой в Москву. Пошёл в ресторан. Его там заметил режиссёр Александров. Который "Волга-Волга" - любимый фильм Сталина, "Цирк", "Весёлые ребята". И пошло, и поехало. Снялся Юматов в "Молодой Гвардии", "Повести о настоящем человеке", "Корабли штурмуют бастионы", "Педагогической поэме". "Жестокость" - фильм о молодом чекисте, которому пришлось выбирать между Честью и Революционной необходимостью и который выбрал Смерть. Сыграл Юматов вместе с В. Лановым в супер-фильме советкой эпохи "Офицеры". Хотя самая лучшая его роль - это роль чекиста Бирюкова в фильме Г. Полоки "Один из нас", который сейчас некоторые недоумки считают антисоветской комедией (?!). Чекист Бирюков ещё сойдёт с экрана и покажет недобитым абверовцам (нынче моссадовцам) не только Кузькину мать, но и кое-что покруче.

Настала перестройка, и Юматов оказался не нужен. В дешёвых фарцменских агитках матрос-фронтовик играть не мог и не хотел. Так он дожил до 1994 г. 5 марта у него умерла собака, последний друг. Не выбрасывать же друга на помойку. Юматов решил похоронить собаку. Копать мёрзлую землю было трудно, и он позвал на подмогу дворника. Дворником в кинематографическом доме работал Захад-оглы Мадатов из города Шуша. Здоровый 33-летний азербайджанец уехал от греха подальше из охваченного войной Карабаха. После предания собачьего тела земле Юматов пригласил Захад-оглы к себе помянуть покойницу. Выпили. Мадатов, которого развезло от выпитого, хотя у них принято уважать старших, стал оскорблять пожилого фронтовика: "Отэц, ты такой же, как я, ныщий. Ну, артист, ну, воевал. А кому ты нужен? Жэстанки твои кому нужны? Кому воевал? Так скажу тэбэ, отэц, не в ту сторону стрэлял. Если бы в ту сторону стрэлял, сейчас бы баварское пиво пил, а нэ жигулёвскую мочу".

Юматова как током ударило, схватив пьяного азера за грудки, он тихо сказал: "Ах ты, сука, здоровый бугай, здесь в Москве метлой машешь, а там твоих братьев стреляют". Горячий южный парень схватил со стола кухонный нож (самоделку, подаренную артисту рабочими оборонного завода) и метнул в хозяина по законам голливудского жанра. Юматов увернулся, тесак только рассёк ему кожу на голове и вонзился в дверной косяк. Верзила-дворник надвигался на пожилого человека. Юматов сорвал с ковра охотничье ружьё "Зауер 3 кольца". Оно на счастье оказалось заряженным. Одного выстрела хватило, Мадатов чуть подёргался и затих. Георгий Александрович вызвал милицию. Свое 68-летие он встретил в Бутырке. Но фортуна снова улыбнулась старому рулевому-сигнальщику. В связи с амнистией на 50-летие победы его освободили. Прожил Юматов ещё 3 года.

Такое вот кино.