Лужков, или Право не быть реформируемым
На модерации
Отложенный
Вообще, в истории про статью Лужкова и Попова о Гайдаре и ведущихся в этой связи разговорах (уже высказались Чубайс, Немцов и Юмашев-Дьяченко), что не мужу миллиардерши Лужкову тявкать и все одним миром мазаны есть изрядная доля грязного цинизма, к которому вообще, что либеральная оппозиция, что привластная либеральная мафия очень склонны.
Обвинения Лужкову и советы на себя оборотиться откровенно циничны, если вспомнить, что:
Он всегда был жестким оппонентом Гайдара, Чубайса и прочих.
Он всегда категорически отрицал методы шоковой терапии.
Он всегда старался нейтрализовать отрицательный эффект этих методов на подведомственной ему территории.
Он всегда по мере сил старался распространить свою модель рыночно-социального государства на территории дружественных ему губерний.
Я очень хорошо помню, как в 1996-97 году московские учителя не умирали с голода только потому, что им платили "лужковские надбавки".
В 1999 году он не случайно пошел в тандеме именно с Примаковым, который первый попытался внедрить эту рыночно-социальную модель в общегосударственном масштабе.
В 1999 Лужков и Примаков проиграли по чисто политическим причинам, поскольку, с одной стороны, неверно выбрали себе в союзники прочеченскую партию и недооценили важность вопроса о единстве страны, а с другой, слишком откровенно обозначили ОВР как партию региональных бабаев.
Но когда формировалась в 2000 году ЕР, то "Единство" - партия без идеологии, партия с одним руководящим принципом - Путин, победа в войне, единство страны, по сути усвоило социально-экономическую идеологию именно Лужкова и ОВР.
Все нулевые страна, слава Богу, развивалась "по Лужкову", а не "по Гайдару".
Если вспоминать пресловутую формулу Бродского про ворюг и кровопийц, то, безусловно, "ворюга" Лужков, который ухитрялся набрать много при этом разбрасывая хоть крохи людям, был и остается гораздо симпатичней либеральных кровопийц, которые считали и считают именно своим принципиальным долгом отнять последнюю кроху и проследить за пульсом, точно ли вы умерли.
При таком небогатом выборе Лужков, конечно, почти что отец родной. Я лично очень благодарен ему за то, что в аду 90-х тот факт, что я был москвичом улучшал мои шансы на выживание процентов на 30 (а тогда я жил на учительские зарплаты и прочие столь же непленительные заработки).
В нулевые его система стала менее эффективна, а затем и почти неэффективна, поскольку превратилась практически в общефедеральную. Стала безусловным мейнстримом. При этом, за счет выравнивания потенциалов, КПД Лужкова в Москве снизился почти до нуля. И сегодня уже не он поддерживает центр в Москве, а центр и ЕР продолжают поддерживать его как фактор стабильности и вопреки его низкой эффективности.
Но один из по прежнему имеющихся факторов силы Лужкова, это страх, который по прежнему испытывают москвичи, страх все-таки оказаться в руках "эффективного менеджера", который реформирует Москву по либеральным рецептам.
Пока этот страх есть, московский Лужкарий будет реформировать и модернизировать почти невозможно, слишком велико будет вызванное этим страхом сопротивление.
Своей "эпитафией" Гайдару Лужков сделал исключительно убедительный и сильный ход, напомнив и москвичам и всем о своих уже ставших забываться заслугах и своей уникальной социально-политической роли.
Единственный способ "уйти от Лужкова" это торжественно даровать Москве привилегию свободы от либеральных экспериментов, вечное освобождение от власти птенцов гнезда Гайдарова.
Так сказать, выписать на лужайке в Лужниках Magna Carta Contra Libertatum.
Лишь если это будет сделано, лишь если прохождение через ад гайдаровщины не будет признаваться обязательным на пути в продвинутое завтра, Москва начнет двигаться вперед.
Пока же такая привилегия не дана, Москва так и останется пленницей лужковской стабильности 90-х и будет бояться отойти от нее хоть на шаг.
Отсюда еще раз повторю многократно повторенный вывод - именно либеральная мафия, гайдаровская команда и её последыши, являются главным врагом и главным тормозом модернизации в России.
До тех пор, пока будет существовать страх, что "модернизация" означает возвращение к власти этих заплечных дел мастеров, страна не сдвинется с мертвой точки и не преодолеет страха перед переменами.
Комментарии
От москвичей Лужкову, конечно, отдельное спасибо. Но надо напомнить, что все эти моковские надбавки и доплаты были выдавлелены из столичного бюджета, собираемого за счет обдирания провинции. Так что умирать от голода - если таковое имело место - передоверялось учителям Урюпинска и Верхнекукуйска. А добродетельный мэр и сам от пирога отламывал. Но это мелочь, которую автор статьи прощает "почти что отцу родному".