«Вечная память героям» попала под Охта-центр

На модерации Отложенный

На месте строительства «кукурузины Газпрома» в Питере снесен памятник ленинградцам, погибшим в годы фашистской блокады

Увы, ни к чему не привели все попытки общественности Петербурга повлиять на городские власти, с молчаливого согласия которых, Газпром все же ведет застройку на месте археологических памятников мирового значения на реке Охте. Наоборот, действия газового монополиста стали еще более активными.

Но оказывается, памятники времен неолита и древние крепости, которые в прошлом году были найдены на этом месте, - еще цветочки. Недавно археологи в ходе раскопок обнаружили здесь около 500 человеческих останков. 300 из которых - в так называемом «переотложенном состоянии», то есть, перезахороненные в XVII веке при строительстве крепости Ниеншанц. Около 200 погребений найдены на левом берегу Охты в могильнике, ориентировочно датируемым XVI или XVII веком.

А в канун 27 января, когда город планирует отметить очередную годовщину полного снятия блокады, и в год 65-летия победы в Великой Отечественной войне, стало известно, что на месте будущего Охта-центра втихую снесен мемориальный комплекс памяти героев блокады Ленинграда.

Это выяснилось благодаря запросу депутата Законодательного собрания Петербурга Сергея Малкова (КПРФ), который он направил губернатору Валентине Матвиенко. Депутат потребовал от городского главы разобраться в этой вопиющей ситуации. Корреспондент «Свободной Прессы» в свою очередь попросил депутата прокомментировать историю.

«СП»: - Сергей Александрович, что именно уничтожили строители Охта-центра?

- В советское время на месте, где теперь собираются строить офис Газпрома, стоял Петрозавод. В связи с планами строительства небоскреба Петрозавод снесли, а вместе с ним и памятник. Он простоял тут почти сорок лет. Представлял собой стелу, выполненную из корабельного железа с укрепленной на ней гранитной плитой.

Из досье «СП»:

В 2007 году территорию, занимаемую Петрозаводом, выкупили некие бизнесмены. Завод выехал. В числе «брошенного» имущества оказался и памятник рабочим Петрозавода, трудившимся на предприятии в годы блокады. Монумент демонтировали и восстанавливать его никто не собирается.

«СП»: - Что было написано на памятнике?

- На нем была надпись: «Вечная слава героям-петрозаводцам, отдавшим свои жизни за честь, свободу и независимость нашей родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в тяжелые годы блокады Ленинграда. Пусть светлая память живет в наших сердцах, сердцах наших потомков».

«СП»: - «Вечная память» оказалась недолгой?

- Теперь участок, на котором стоял памятник, зачищен под Охта-центр, а стела сдана на хранение в Музей городской скульптуры. Причем после завершения строительства восстановление памятника проектом не предусмотрено. Самое плохое, что мемориальный комплекс уничтожен, несмотря на то, что документов, разрешающих его снос, нет. Отсюда и вопрос: на каком основании памятник героям Великой Отечественной войны исчез? Я прошу губернатора дать ответ на этот вопрос, а также спрашиваю о целесообразности восстановления стелы после строительства общественно-делового центра.

«СП»: - Сергей Александрович, известно, что в блокаду люди не только работали на заводе, но и жили там.

Там же хоронили и своих коллег, погибших от голода и от бомбежек. Были ли обнаружены под уничтоженной стелой захоронения?

- Вряд ли сегодня это возможно точно установить, поскольку территория уже основательно зачищена, там все снесено подчистую - никаких следов не осталось. Но мне удалось выяснить, что в советское время на этом месте - на площадке внутри заводского двора - запрещено было что-либо строить. Поползновения такие были в связи с планами строительства новых производственных помещений. Планы не утвердили, поскольку к памятнику относились очень трепетно. То, что произошло сейчас, я не могу назвать иначе, чем кощунство. Это то же самое, что могила Неизвестного солдата - мы не знаем, кто в ней похоронен, но сносить памятник и строить что-то другое на его месте нельзя!

«СП»: - Каковы перспективы у вашего запроса губернатору?

- Думаю, что очень мизерные. Уже всем понятно, деньги, которые посулил Газпром чиновникам, дороже исторической памяти народа. Мы критикуем будущий Охта-центр с точки зрения архитектуры, мы говорим, что он не вписывается в среду исторической застройки Северной столицы, но ведь офис Газпрома, планируемый именно в этом месте, конфликтует не только с архитектурой Петербурга, но и с исторической памятью. Ориентация на деньги ради сомнительной сиюминутной выгоды вступает в конфликт с вечными ценностями, с тем, что является душой Петербурга.

«СП»: - Сергей Александрович, памятник исчез давно, почему шум поднялся только сейчас, накануне годовщины блокады?

- Поверьте, я не рассчитывал и не подгадывал со своим депутатским запросом именно к блокадным дням. Моя цель одна: мемориальный комплекс памяти героев блокады Ленинграда нужно восстановить...

В это время

Несмотря на то, что свое несогласие с проектом Охта-центра публично высказали председатель Совета Федерации С. Миронов, председатель Думы Б. Грызлов и министр культуры РФ А. Авдеев, строительство объекта началось. Газпром ведет работы в нарушение законодательства РФ и Санкт-Петербурга, игнорируя и позицию ЮНЕСКО. Руководитель экспедиции, известный археолог Петр Сорокин, откопавший в этом месте древнейшие истоки Санкт-Петербурга, с помощью искусного маневра отстранен от работ на памятнике. Освободившееся место заняла его коллега, выигравшая тендер, в котором Сорокин по принципиальным соображениям участвовать отказался.

Само по себе это событие в археологической среде настолько беспрецедентное, что еще недавно в такой сценарий мало кто мог поверить. Например в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» знаменитый питерский профессор археологии с мировым именем, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ, председатель Президиума Ленинградского областного отделения ВООПИК, советник Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Анатолий Кирпичников просто засмеялся в ответ на вопрос о возможном смещении Сорокина:

- Ну, что вы, - воскликнул он совсем недавно, - это невозможно! Заменить Сорокина на месте раскопок, которые он ведет уже четыре года? Это все равно, что присвоить чужой труд. Едва ли кто-то из научной среды решится на это. Ведь такой человек сразу станет «нерукопожатным».

Увы, уважаемый профессор Кирпичников ошибся. Уважение, равно как и возмущение коллег сегодня мало волнует победителей тендера. Бизнес и ничего личного.