Кризис местного самоуправления в Иркутской области

Сразу в трёх населённых пунктах Иркутской области сложилась похожая ситуация - местное население не хочет, а власти заставляют.

В Шелеховском районе жители посёлка Моты, садоводства «Алюминщик» и посёлка Чистые ключи выступили на организованном властями сходе (публичных слушаниях) в декабре 2012 года против проекта по переносу федеральной трассы «Байкал» в обход селений. Они предложили расширить существующую дорогу, обезопасить ограждениями и не вмешиваться в природу в этих местах. Участок трассы в этом районе относительно прямой, а реконструировать дорожники собирались так называемые «языки». Общее мнение шелеховчан – дорожники хотят «отмыть» деньги. Затянувшиеся на четыре месяца попытки организовать диалог с властями и принудить прислушаться к требованиям местного населения инициативной группе не удались. 30 марта активисты собирают население на митинг, чтобы объяснить, что власть не хочет отстаивать интересы населения, а защищает некий федеральный интерес, который на самом деле представлен интересами частных лиц. Один из них – житель посёлка Моты, директор ФКУ «Управление автомагистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства» Олег Шандрук. Власть тем временем узаконивает вырубки леса, подписанием 18 февраля 2012 года договора с проектировщиками, хотя вырубки просеки начались раньше. Соответственно никакой охраны лесов не осуществляется, поскольку наказаний за незаконную вырубку до момента подписания договора нет. Контроля бездействия Агентства по лесному хозяйству Иркутской области тоже нет. Пресса о «народных действиях» практически молчит.

В Иркутске три человека: мэр Виктор Кондрашов, председатель Общественной палаты Виктор Кузеванов и член Общественной палаты Алексей Петров в публичном пространстве действуют как провокаторы, иначе не назовёшь. Эти люди пытаются убедить городскую общественность начать масштабное переименование улиц. Якобы для того, чтобы установить историческую справедливость и вернуть улицам названия, которые существовали до советского периода развития страны. Общественные организации направляли открытое письмо в адрес градоначальника против такой инициативы. Дума Иркутска рассматривала этот вопрос на одном из заседаний и рекомендовала не муссировать этот вопрос, но… Буквально вчера, 22 марта, на пресс-конференции мэр Иркутска сказал, что всё равно будет убеждать и разъяснять людям о необходимости переименования. В городской прессе несопоставимо больше материалов о пользе переименования, чем о его нецелесообразности, поскольку исполнительная власть постоянно тиражирует выгодные ей материалы.

Город Тайшет завешен плакатами и баннерами против строительства нового предприятия Олега Дерипаски (группа компаний РУСАЛ) – Анодной фабрики. В настоящее время в городе проводится оценка воздействия предприятия на окружающую среду. Срок обсуждения заканчивается 27 марта.

Тайшетцы считают, что им хватит одного РУСАЛовского предприятия - Алюминиевого завода, который все никак не могут достроить с 2008 года. Они говорят о вреде экологии, высказывают сомнения по поводу появления большого числа рабочих мест и «золотого дождя» из налогов, которые будут выплачиваться территории. Тайшетцев поддерживают депутаты города и глава города, районная власть – на стороне Олега Дерипаски и его инициативы. Областная власть пока ведёт диалог только с мэром Шелеховского района. По нашей информации, депутат Законодательного Собрания Иркутской области от территории, заместитель начальника ВСЖД по Тайшетскому региону филиала ОАО «РЖД» Игорь Милостных – на стороне Дерипаски. Тайшетцы отмечают, что железнодорожники сняли плакаты против строительства анодной фабрики со своих сооружений, и скорее всего руководство дороги заставит своих  сотрудников не вмешиваться в этот спор. На днях главу Тайшета Александра Заику вызвали в Правительство Иркутской области. Информации о том, изменилась или нет его позиция, нет до сих пор. Митинг, который планировали провести в Тайшете против строительства Анодной фабрики 24 марта, перенесён на неопределённое время.

В прессу попадает информация о том, что новое предприятие не так опасно, как предполагают «недовольные», со ссылкой на РУСАЛ; что РУСАЛ (ООО «ОК РУСАЛ Анодная Фабрика») открыл 21 марта общественную приёмную в Тайшете для «разъяснения»; что 25 марта в Заксобрании Иркутской области состоится тематический «круглый стол», организаторами которого выступят комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельскому хозяйству и комитет по собственности и экономической политике ЗС; и наконец, что главное – это строительство предприятий и рабочие места. О действиях оппонентов (а их большинство) пресса практически молчит.

В начале следующей недели депутаты Думы Тайшета противники строительства (по разным оценкам это от 11 до 19 человек) посетят заседание своих коллег в Шелеховском районе. Среди районных депутатов есть инициативная группа из пяти человек, которые поддерживают городских коллег. Была информация о том, что губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко во время рабочей поездки в Тайшет, высказался против строительства, но официально его позиция не подтверждается. Информации о мнении губернатора в сообщениях пресс-службы нет.

Истории шелеховчан, иркутян и тайшетцев связывает одно – неспособность местного самоуправления управлять в защиту интересов территории. У власти находятся люди с деньгами, и они отстаивают интересы только своей группы, пользуясь при этом институтами власти, к которым большинство населения не допускают и законами, которые написаны только для олигархата.

В чём «разводка» конкретно? Местные власти не применяют инструменты самоуправления. Если на территориях возникают противоположные мнения между населением и в основном органами самоуправления, которые утверждают, что, мол, «построить дорогу в обход посёлков», «вернуть старые названия улицам» и «построить фабрику» будет лучше, то необходим референдум местного значения. А не подписи, опросы в интернете и т.д., данные которых не обладают никакой юридической силой.

Подписи нужны, чтобы собрать инициативную группу для проведения референдума. Это единственное средство, чтобы самоуправление выполнило свою функцию. Чрезвычайно сложно, а из практики почти невозможно представителям населения доказать профессиональным экспертам, что они просто не хотят «новой дороги», «переименований», «фабрики». Эксперты, работают за деньги, имеют доступ к большему числу источников информации и, по сути, не разъясняют, а убеждают принять сторону олигархата, их работодателей. Тем самым, в наших трёх случаях, они не дают возможности населению просто сказать: «нет». Самый очевидный пример в случае с Тайшетом. Законодательное Собрание Приангарья собирается рассматривать проблему не в Комитете по госстроительству, чтобы обсудить вопросы проведения референдума – реализовать волю граждан, а на площадке ЗС 25 марта планируется проведение тематического круглого стола, организаторами которого выступят комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельскому хозяйству и комитет по собственности и экономической политике ЗС.

И ещё. 19 марта в СМИ появились разъяснения РУСАЛа о ситуации в Тайшете.

«Компания РУСАЛ хотела бы развеять домыслы вокруг расширения анодного производства в Тайшетском районе. Анодное производство, по поводу которого для усиления политического веса поднимают шум некоторые политики - это часть строящегося Тайшетского алюминиевого завода. …шум, возникший вокруг анодного производства в Тайшете, возник либо в результате полного непонимания процесса выпуска алюминия, либо это чья-то целенаправленная деятельность, направленная на остановку запуска Тайшетского завода и закрытие Иркутского алюминиевого завода», - говорится в пресс-релизе.

Безусловно, в Тайшете и в других названных территориях возник политический процесс. Люди требуют выполнить то, что они хотят в рамках местного самоуправления, и если потребуется – законодательной инициативы или постановления губернатора.