Грузия: африканский поход, авантюрный подход
Французская операция по «умиротворению» Мали получила неожиданную поддержку с европейской окраины. Пока главные союзники Пятой республики по НАТО и ЕС отделываются сочувственными заявлениями и обтекаемыми декларациями, к африканскому походу готовятся военнослужащие Грузии. Вглубь сахарской пустыни, за многие тысячи километров от Закавказья, в полымя запутанного этно-гражданского конфликта отправятся военные специалисты грузинских ВС. Как заявил министр обороны Грузии, миссия позволит «укрепить сотрудничество с Евросоюзом» и «повысит взаимопонимание с европейскими структурами безопасности и обороны».
Замысловатый метод интеграции с Европой на просторах Сахары заслуживает отдельного восхищения. По словам самого премьер-министра Б. Иванишвили, «Грузия…жизненно заинтересована…сблизиться с ЕС еще больше…в том числе в плане безопасности и обороны…». Декабрьский призыв К. Эштон, верховного представителя Евросоюза по внешнеполитическим вопросам и безопасности к Грузии «подключиться к миссии в Мали», наконец-то был благосклонно воспринят высшим руководством закавказской страны. Европейскую оборону и безопасность теперь будут защищать в сахарских песках от кочевников-туарегов. Чего только не сделаешь ради вожделенного членства в НАТО и ЕС…
Африканская авантюра грузинских властей вызывает стойкое чувство дежавю. Ведь все это уже было – и бравая решительность отправить свои войска куда угодно Вашингтону и Брюсселю. И полное пренебрежение мнением своих же сограждан, обеспокоенных незавидной ролью грузинских солдат на абсолютно чуждой войне. И бесславный вывод контингента обратно в метрополию. Самое главное - отсутствие реальных подвижек в деле «принятия Грузии в НАТО и ЕС». Воз интеграции застрял в афганских горах и не перебрался через иракские нагорья. Малийские пески этой сомнительной карете и вовсе не под силу.
Поразительно, но за последние 10 лет решения о зарубежных «командировках» грузинских солдат принимались при самом разном руководстве страны. Если что и объединяет Шеварнадзе, Саакашвили и Иванишвили, так это желание помиротворствовать в составе натовских операций. Участие Грузии в той же иракской войне вовсе не было бутафорским. Э. Шеварнадзе успел пролоббировать отправку грузинского контингента в Ирак всего за несколько месяцев до своей отставки, летом 2003 года. Его антагонист М. Саакашвили яростно разоблачал предшественника и громил все его инициативы – но численность «иракского корпуса» потихоньку увеличил до 2.000 человек.
До 2008 года (читай – до коварной югоосетинской авантюры) количество грузинских военнослужащих в Ираке было третьим в абсолютном выражении. Больше войск там держали только США и Великобритания – и все равно столь самоотверженное и массовое участие старшие партнеры не оценили. Экстренный же вывод грузинских подразделений из Ирака в августе 2008 (на подмогу деморализованной и разбегающейся армии) и вовсе превратился в фарс. Ни один боец, набравшийся бесценного опыта, в боях участия не принял.
Сейчас Грузия уже участвует в операции НАТО на территории Афганистана. Введение грузинских войск в эту мятежную горную страну санкционировал знаменитый «миротворец» М. Саакашвили. Новый премьер Б. Иванишвили подверг остракизму едва ли не все начинания Мишико – но не отправку грузинских вояк в Афган. Из всех стран, не входящих в состав НАТО, численность грузинских подразделений в Афганистане опять же самая большая. В регионе Кабула и провинции Гильменд размещены около 1.600 солдат и офицеров из солнечной Кахетии-Картли. Но натовская операция на многострадальной афганской земле приближается к бесславному завершению. В 2014 войска альянса планируется оттуда вывести. Грузинским властям для демонстрации преданности и рвения необходим новый полигон.
Таковым полигоном выбран Мали. Если Грузия и дальше будет действовать по принципу «мы святее папы римского», отправкой десятков бойцов африканская авантюра не ограничится. Для ЕС и НАТО важна любая помощь, своих солдат даже страны Западной Африки в Мали не посылают. А тут так кстати наш верный и преданный кандидат. Вы воюйте, воюйте – вам зачтется.
У замечательного поэта и талантливейшего барда Окуджавы есть такие строки:
«…Для чего мы пишем
Кровью на песке
Наши письма не нужны природе…»
Эти слова Булата Шалвовича острее всего чувствуют в семьях пяти грузинских солдат, погибших на иракской войне. Пронзительная правота этих строк больнее всего бьет по близким семнадцати грузинских бойцов, вернувшихся из Афганистана в цинковых мундирах. Теперь вот – мятежные пески Мали. В которых Грузия жизненно заинтересована. Там ведь выстраивается интеграция с НАТО и ЕС.
На песке трудно что-либо построить. На далеком окровавленном песке – тем более.
Комментарии