Евросоюз не без раздражения встретил провал на Кипре

На модерации Отложенный

Брюссель и крупнейшие игроки еврозоны не без раздражения, но без замешательства и растерянности встретили провал в кипрском парламенте согласованного плана спасения страны от дефолта и попытки Никосии искать спасение в Москве.

План остается в силе, и они по-прежнему готовы подать руку союзнику. Не не любой ценой. Хотя не исключены и политические уступки.

Лидеры еврозоны напомнили, что Кипр связан с 16 европейскими странами единой валютой и несет ответственность перед ними. Правда, и им самим далеко не наплевать на то, как Остров Афродиты выкрутится из своих проблем.

Речь идет о терапевтическом лечении, а не о хирургическом удалении исчезающе крохотной на фоне ЕС, но злокачественной кипрской опухоли. Никому не выгоден выход Кипра из еврозоны: ни самой еврозоне, ни Кипру, ни России.

Как сказал один из моих брюссельских собеседников, Кипр попал в тиски между европейскими кредиторами, которые требуют от его правительства, банков и граждан понести свою долю ответственности и сохранить рыночную устойчивость финансовой системы страны, и Россией, которая защищает интересы своих вкладчиков.

Наутро после скандального «нет» в кипрском парламенте Европейская комиссия выступила с заявлением, подтвердив стержень плана: Кипр должен материально участвовать в собственном спасении, изыскать у себя 7 миллиардов евро на погашение долга, в том числе 5,8 миллиарда за счет налога на вклады, и только потом получить 10 миллиардов от европейских налогоплательщиков. Брюссель считает, что вклады менее 100 тысяч евро надо освободить от налога, но это должна решать сама Никосия.

Остается и красная черта: общий размер государственного долга Кипра не может превысить его годового ВВП. Дать больше денег Кипру – не проблема для ЕС, но важен принцип устойчивого функционирования финансовой системы в рыночных условиях.

Это напоминание о том, что помощь из Москвы, если Никосия ее все же получит, пойдет в общий зачет долга и повлияет на кредит еврозоны и МВФ и на рейтинг Кипра.

К Кипру в еврозоне отнеслись пристрастно: ни одной из четырех стран, получивших ранее помощь на спасение от дефолта, не выставлялись такие жесткие требования.

На что в Брюсселе и Берлине отвечают, что нигде в ЕС банковский сектор не играет такой гипертрофированной роли в экономике. Люди, которые обогащались за счет налоговых преференций «серым» иностранным деньгам, должны хотя бы частично ответить за дефолт.

Никто не виноват, кроме самого Кипра, отчеканил министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. В той или иной мере акционеры, кредиторы и клиенты кипрских банков должны тоже заплатить, вторил ему официальный представитель федерального правительства Штеффен Зайберт.

Когда писались эти строки, не были известны детали «плана В», который готовил в четверг президент Никос Анастазиадес, не отнимая от уха телефонную трубку в разговорах с Москвой, Берлином, Брюсселем, Парижем... По мнению экспертов он мог предложить только вариацию проваленного плана. То есть так или иначе конфисковать часть вкладов.

Задача деликатная: конфисковать у мелких и средних вкладчиков социально и политически неприемлемо. Озлобленные киприоты разнесут парламент на кирпичи, а министры получат волчьи билеты. Взвалить бремя на крупных вкладчиков – значит надолго отвратить от Кипра иностранных инвесторов, взбесить российскую элиту и Кремль. Впрочем, после такого кризиса иностранные инвесторы и так вряд ли доверятся Кипру.

Мяч теперь на кипрской стороне, заявляют в Брюсселе и европейских столицах. Европейские партнеры Кипра готовы рассмотреть ретушированный план.

Европейский центральный банк продолжает как ни в чем не бывало поставлять Кипру необходимую ликвидность, но оговорился, что делает это только в рамках существующих правил. Иными словами, кипрские банки могут остаться без наличности, если сорвется соглашение между Кипром и еврозоной.

Эксперты британского (а потому свободного от подозрений в симпатиях к евробюрократии) мозгового треста «Открытая Европа» (Open Europe) в Брюсселе считают, что у Никосии нет выбора, кроме как принять европейский план после некоторых поправок.

Времени нет. Кипру может хватить денег до 3 июня, когда наступит время платежа 1.4 миллиарда евро по международным обязательствам. Решение должно быть принято задолго до этого. Кипрские банки не могут долго оставаться закрытыми, но не могут открыться, пока не урегулирован кризис. Проблема должна решиться в начале следующей недели, прежде чем нехватка ликвидности и паралич экономики не нанесут серьезный удар кипрской экономике.

Самый вероятный сценарий – повторное голосование в парламенте Кипра и принятие ретушированного плана предусмотренными налогами. Скорее всего, оставив в покое мелких и средних вкладчиков. Тогда еврозона дает Кипру 100 тысяч евро, и кризис урегулируется по европейской модели. Крупные вкладчики, в числе которых россияне, утираются.

Второй сценарий – еврозона уступает. Боясь выхода Кипра и удара по «необратимости» единой европейской валюты, 16 остальных стран еврозоны могут предложить ему мягкую сделку. 5,8 миллиарда евро, из-за которых вспыхнули страсти, это всего лишь 0,06 процента их ВВП. Сценарий включает несколько опций, в том числе выделение 17 миллиардов евро в виде кредитов с очень долгим сроком погащения и под малые проценты, включение в сделку будущих доходов от добычи разведанного на кипрском шельфе газа и др. Но в нынешних условиях очень сложно провести «мягкие меры» через парламенты Германии, Нидерландов и Финляндии, которые решительно настроены против поддержки раздутого финансового сектора Кипра, где доминируют интересы России. В случае дефолта Кипр должен выйти из еврозоны, настаивают они, со всеми последствиями для него и для евро.

Третий вариант допускает широкое участие России в финансовом спасении Кипра. Детали плана не ясны, кроме явного желания привлечь к конфликту средний класс. Потери вкладов российских инвесторов пока не предсказуемы. У России не только экономические причины. Она стремится получить геополитическое влияние в регионе, по некоторым сведениям, перевести свою военно-морскую базу из объятой войной Сирии. «Газпром» может получить лицензию на разработку месторождений газа, разведанных близ берегов Кипра. Но вероятность этого варианта сводится на нет тем, что Кипр состоит в еврозоне и ЕС и, политически, не хочет из них выходить. Евросоюз хочет решить проблему в своем кругу, и вовсе не факт, что позволит Кипру получить финансовую помощь России.

Четвертый вариант маловероятен и возможен лишь если остальные не приведут к решению кризиса и стороны не достигнут компромисса. Это выход Кипра из еврозоны.

ЕЦБ прекратит поставки ликвидности Центральному банку Кипра, и крупнейшие банки страны останутся без рекапитализации. Кипру придется готовиться к выпуску собственных денег, они не будут котироваться на валютном рынке и страну ждут сильная инфляция и резкое снижение уровня жизни.

При всей неприязни киприотов к «грабительским» мерам Евросоюза, альтернативные варианты могут оказаться еще хуже.