Разжигание Прихоперья

На модерации Отложенный

Планы добычи цветных металлов в черноземной полосе вызвали массовое недовольство местных жителей.

Новохоперский районный суд 18 марта отказал в удовлетворении требования признать незаконным решение Новохоперского совета районных депутатов и решение территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума с вопросом «Согласны ли вы на предоставление для геологического изучения, разведки и добычи медно-никелевых руд участков недр Еланское и Ёлкинское, находящихся в Новохоперском муниципальном районе Воронежской области?». Как сообщает сайт движения «В защиту Хопра», представители инициативной группы намерены подать апелляционную жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда. Тем временем, атаман Второго Хоперского округа ВКО ВВД Валерий Телегин вызван на допрос в ГУВД Воронежа.

Вот уже год, как по Черноземью идут массовые выступления против намерения добывать цветные металлы в Воронежской области. Конфликт уже рискует образовать настоящую горячую точку в центре России. А все из-за того, что никто не рискует пересмотреть необдуманный приказ правительства, подписанный в конце 2011 года, и признать его необоснованность по всем параметрам: экологическим, социальным и экономическим.

Согласно опросу, проведенному в октябре 2012 года при поддержке Института социологии РАН, 98% жителей Новохоперского района (именно там находятся Еланское и Елкинское медно-никелево-кобальтовые месторождения) считают проект добычи цветных металлов в Черноземье вредным, а треть опрошенных готова любыми способами противостоять этому. На практике это подтверждается массовостью участия жителей Черноземья в митингах против разработок, проходящих, минимум раз в два месяца и собирающих тысячи местных жителей, что в иных городах доходит до 85% их населения. Так, в Новохоперске, где зарегистрировано чуть более 6 тысяч человек, уже дважды проходили пятитысячные митинги.

Однако машина, запущенная приказом правительства, практически не замечает встающих на ее пути людей. Попытка огородить территорию, на которой запланирована разведка Еланского месторождения, вызвала ожесточенное сопротивление местных, включая все казачьи организации, представители которых 10 марта пришли к охранникам и объяснили, что им тут не рады. Правоохранительными органами тут же было заведено уголовное дело, в котором фигурирует атаман Второго Хоперского округа ВКО ВВД Валерий Телегин, на которого представители ЧОП «Патруль», охраняющие злополучный участок, написали заявлении об угрозе убийством. На следующий же день сам глава администрации Новохоперского района Виктор Петров подал еще одно заявление – уже на атамана Новохоперской казачьей автономии Игоря Житенева о клевете. В результате, возбуждено уголовное дело.

Глава района судится с главой наиболее организованной части населения – местного казачества, что это не прибавляет популярности власти в целом.

Всего на экоактивистов Прихоперья заведено уже три уголовных дела: два на атаманов казачества и еще одно – по факту встречи местного населения с геологами, приехавшими 8 февраля, чтобы начать разведку. Тогда в результате конфликта директор ООО «Воронежгеология» и его брат-заместитель Копейкины вынуждены были покинуть территорию Еланского месторождения под давлением собравшихся там людей. По заявлению Копейкиных было возбуждено уголовное дело за нанесение легких телесных повреждений. После этого, наверное, впервые за всю историю применения этой статьи, были проведены обыски у свидетелей: Нелли Рудченко – руководителя инициативной группы жителей Новохоперска, выступающих против добычи никеля, и у меня.

На сегодняшний день уже известно, что в результате обысков предметов, запрещенных к хранению, у нас не обнаружено (в чем были сомнения после изъятия у меня семян какой-то газонной травы и таблеток, оставшихся от покойной бабушки), но дело еще не закончено, а передано в Воронеж. Изначально его расследовали воронежские дознаватели, приехавшие за 200 км в Новохоперск в количестве 30 человек, вместе с представителями «Центра Э», ФСБ и прочими «государевыми людьми». Но этим история давления на защитников родного края не заканчивается.



Недавно мне пришлось давать объяснения по заявлению, написанному на меня лично директором Медногорского медно-серного комбината. В этом документе я представляюсь этаким «Робин Гудом Хоперским», покушающемся на Основной Закон. Хотя люди в Прихоперье, наоборот, борются за выполнение Конституции, 9 статья которой декларирует, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», а 42 статья гласит, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».

В заявлении также упоминается, что мы издали на деньги зарубежного фонда Генриха Белля брошюру с научной оценкой последствий от планируемой добычи цветных металлов в Черноземье. И ни слова при этом, что эта оценка инициирована Общественной палатой РФ и сделана при поддержке РАН и МГУ, а напечатана в типографии, получившей деньги в рамках гранта по публикации научных трудов.

Так вот, согласно этой оценке, ни экономической, ни социальной, ни, тем более экологической пользы от добычи ждать не приходится. За 40 лет планируемой работы по разработке месторождений будет нанесен серьезный, если не фатальный урон почвам, Хопру, государственному Хоперскому заповеднику, местному укладу жизни. Эталонные черноземы, способные столетиями кормить Россию будут пожертвованы в угоду проекту добычи никеля компанией, которой владеют три кипрских оффшора. При этом 95% никеля, добываемого в России продается за рубеж. Как тут доказать местному населению, что такие намерения соответствует его интересам?

Сейчас видится, что из сложившейся ситуации есть три правовых выхода, и один – катастрофический, который сейчас, к сожалению, становится все более вероятным.

Итак, выход номер один: верховная власть, в лице, скажем, Владимира Путина говорит, что возникла какая-то ошибка с этим проектом и решение о добыче цветных металлов в Черноземье не соответствует Доктрине продовольственной безопасности РФ, «Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», противоречит позиции Российской Федерации, поддержавшей инициативы последних лет G8, G20, ООН, АТЭС и других международных организаций по поддержке малых фермеров и увеличения объема и качества инвестиций в сельское хозяйство. Проект останавливается. В ситуации дефицита популярных решений верховной власти России, такой шаг стоил бы того никеля – огромное количество людей в Черноземье поверило бы президенту.

Выход два: по суду отменить решение правительства, как не имеющее обоснований, учитывая при этом, что все последующие шаги, включая подготовку и проведение конкурса, выдачу лицензий и попытку начать работы, сопровождались такими нарушениями, что даже одного из них хватило бы, чтобы признать и конкурс и лицензию фикциями.

Выход три, которого уже несколько месяцев добиваются жители Воронежской области – проведение местного референдума по Новохоперскому району.

И, наконец, четвертый вариант, который вероятен, если будет невозможно реализовать первые три: люди, поняв, что их не слышат, вспомнят о 3-й статье Конституции, которая гласит, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» и «народ осуществляет свою власть непосредственно». Вторая часть пункта 2 этой статьи - что народ также осуществляет власть «через органы государственной власти и органы местного самоуправления», явно не сработала. А уж какими способами народ решит осуществить свою власть, прогнозировать несложно.

Этот сценарий очевиден для тех, кто хорошо знает ситуацию. Также очевиден он и для социологов, прямо говорящих о такой возможности в отчете, который опубликован на сайте движения «В защиту Хопра» в разделе «Научная оценка». И это не угроза, это диагноз. Обвинять координаторов в экстремизме и нагнетании ситуации, которую мы – наоборот – сдерживаем, это все равно, что сажать докторов за диагностирование болезни, угрожающей жизни пациента. Однако, судя по некоторым симптомам, вполне можно допустить такую модификацию «Дела врачей».