Сердюков остается свидетелем

Начало расследования экономических преступлений в различных структурах министерства обороны и последовавшая отставка Анатолия Сердюкова наделали много шума. «Дело» продолжается, но уже не вызывает большого нашего интереса: «эпизодов» в нем оказалось чересчур много. Попробуем понять, что же сейчас инкриминируется бывшему главе военного ведомства и чем «дело» может закончиться.

Почти пять месяцев назад, 25 октября 2012 года, в шесть утра в квартиру, принадлежащую бывшей главе департамента имущественных отношений министерства обороны Евгении Васильевой, постучали. К ней пришли с обыском. Оперативников удивило, что встретил их у Васильевой в столь ранний час не кто иной как сам Анатолий Эдуардович. Правда, потом выяснилось, что он просто ее сосед по суперэлитному дому в Молочном переулке, и зашел к ней совершенно случайно, может, попросить пару кусков сахара к утреннему чаю – свой закончился…

Уже вечером телевидение показывало кадры: великолепие огромной по размерам квартиры и кучи каких-то ярко блестящих и сверкающих драгоценностей, изъятых у совсем недавно могущественной чиновницы - ее отставка состоялась незадолго до обыска. Было объявлено о возбуждении сразу пяти уголовных дел. 

Как оказалось, аферы главным образом крутились внутри структуры под названием «Оборонсервис». Владимир Путин поручил министру обороны обеспечить полное взаимодействие со следствием. Впрочем, А. Сердюков недолго «помогал» следствию в этом качестве: 6 ноября Верховный главнокомандующий отправил его в отставку.

А 22 ноября 2012 года было проведено еще 18 обысков в коттеджах бывших высших чиновников министерства. Обыск прошел и в коттедже А. Сердюкова, находящемся на территории санатория-профилактория «Подмосковье». Кроме столицы, следователи работали и по питерским адресам.

По версии следствия, чиновники инвестировали бюджетные средства в самые престижные объекты недвижимости, земельные участки и акции, принадлежащие компании «Оборонсервис». Потом это имущество шло на продажу. Все объекты, на которые положили глаз «оборонные» чиновники, проходили примерно одинаковый путь по смене хозяина. Сначала вкладывались большие бюджетные средства в дорогую недвижимость, позже она реализовывалась за символическую цену - как уверены следователи, самим себе. Хотя формально - в собственность фирмам, аффилированным с компанией «Оборонсервис». «Оборонсервис» управлял работой ОАО «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка»…

Руководитель Главного военного следственного управления Следственного комитета, генерал-полковник юстиции Александр Сорочкин рассказал о нынешнем состоянии уголовных дел

Общий ущерб, нанесенный государству, превышает четыре миллиарда рублей.

Обвинение в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере, предъявлено трем лицам – бывшей руководительнице ООО «Центр правовой поддержки «Эксперт» Екатерине Сметановой, бывшему гендиректору ОАО «Окружной материальный склад Московского военного округа ВВС и ПВО» Максиму Закутайло и Е. Васильевой. Е. Сметанова также обвиняется в коммерческом подкупе.

По «Славянке» было возбуждено три уголовных дела, которые сейчас объединены в одно. Инкриминируются: подписание фиктивных актов выполненных работ по комплексному обслуживанию инженерных систем, уборке внутренних помещений, а также прилегающей территории зданий минобороны в Колымажном переулке, Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ на проспекте Вернадского, и других объектов, расположенных в Москве и Московской области. Ущерб оценивается в сумму более четырехсот миллионов рублей. В ходе выемок по делу «Славянки» изъяты денежные средства в российских рублях и иностранной валюте на общую сумму, эквивалентную 747 миллионам рублей.

Показательный случай произошел в январе, во время обыска в рабочем кабинете начальника департамента текущего ремонта ОАО «Славянка» Константина Лапшина. Кроме хозяина офиса, там находились представители ООО «РСУ», являющегося субподрядчиком «Славянки». Так вот, при обыске в кабинете обнаружили и изъяли портфель, в котором, помимо актов выполненных работ по контрактам, заключенным между «Славянкой» и «РСУ», лежали четыре миллиона рублей. На вопросы о том, что это за деньги, Лапшин и представители субподрядчика ничего вразумительного ответить не смогли. Следователи предположили: в портфеле лежало то, что в нашей стране именуется «откатом»...

Ситуация - на грани абсурда. Возбуждены громкие уголовные дела, о которых чуть ли не ежедневно идут сюжеты по телевидению и о которых говорит вся страна. Точнее – говорила и ожидала быстрого и сурового наказания. Не дождавшись, сейчас постепенно утрачивает к делу интерес. Проводится множество обысков и задержаний, а процесс мздоимства в структурах, уже находящихся в поле зрения правоохранительных органов, не останавливается ни на минуту. И даже угроза взятия с поличным не пугает.