"Для Украины путь в Таможенный союз – это спасение"

На модерации Отложенный

Украинская оппозиция объявила, что начнет проводить по всей стране народные вече. Пока ни лозунги, ни задачи этих акций не ясны. Определились они пока лишь с одной целью – досрочные парламентские выборы.

О ситуации на Украине и возможностях противников Виктора Януковича мы попросили рассказать Константина Шурова.

Ситуация на Украине непростая. Можно сказать, наступил кризис жанра. Практически все козыри выложены и оппозицией, и властью, любой ход с каждой стороны ухудшает ситуацию. Причем если для Украины как для государства и социума путь в Таможенный союз – это спасение, то его практически никто не обсуждает в верхах.

Существует некая недоговоренность после визита Януковича в Москву, непонятны многие вещи. Однако у оппозиции есть достаточно серьезные опасения о наличии каких-то договоренностей, которые не афишируются. Косвенные подтверждения этому есть: члены семьи Януковича и близкие к ним бизнесмены «скупают» оставшиеся ликвидные куски украинской экономики и финансового сектора.

В частности, выдавлен близкий к оппозиционерам Александр Ярославский, у которого купили (мягко говоря) футбольную команду «Металлист», аэропорт и целый ряд его ликвидных активов. То же самое – с одесским нефтеперегонным заводом, который принадлежит российской компании ЛУКОЙЛ: те же самые люди, которые, по слухам, близки к семье Януковича, скупают эти куски. В кулуарах оппозиции ходит слух, что именно семья Януковича и близкие к нему люди скупят ликвидные куски экономики и потом тупо вступят в Таможенный союз, уже не спрашивая никого и не имея ни перед кем обязательств. Это – донельзя упрощенная схема, хотя имеющая некое косвенное подтверждение.

С другой стороны, роспуск парламента ничего хорошего не даст, даже для тех же самых «регионалов», потому что они вынуждены будут проводить эти выборы, финансировать из бюджета государства, а правительство и все руководящие посты принадлежат «регионалам». То есть опять же надо залезать в государственный карман и выкладывать деньги в условиях практически грядущего дефолта.

Я уже говорил в прошлый раз, что если к осени Украина не получит транш из МВФ, то ей грозит дефолт. Буквально два дня назад мои высказывания подтвердил президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. Он сказал практически то же самое: летом-осенью Украину ждет дефолт. Так оно и есть. То, что сегодня мы как эксперты наблюдаем и ощущаем в социуме, теперь трансформировалось в сухие банковские цифры, котировки, ликвидность и курсы валют.

Сегодня страна практически катится, это признают все. На местах идет паралич власти. Попытка сегодня провести так называемое вече – это попытка второй раз войти в ту же самую реку.

Они хотят повторить осень 2004 года, когда произошла так называемая «оранжевая революция». Но, во-первых, нет тех харизматичных лидеров. Во-вторых, Европа и Америка озабочены своими проблемами, им сегодня не до Украины. Конечно, создать прыщ на заднице у России – всегда пожалуйста, хоть среди ночи. Но дальше брать на себя обязательства и тянуть этот воз никто не будет. Своих проблем – выше крыши: Греция, Испания, Португалия, Италия и далее по списку.

«Что делать?» – вот вопрос. Но оппозиция, если остановится, потеряет саму себя, смысл существования. Главное, что в самой украинской оппозиции единства нет. Последние шаги, когда Кличко, по сути, тупо выталкивают на ниву борьбы с мэром Киева, означает только одно: его не хотят видеть в Раде. По габаритам он не подходит к Раде, плюс ко всему он оказался хорош как управляемый боец, но абсолютно не удовлетворяет Яценюка и прочих товарищей как соратник по оппозиции, потому что у него разношерстная команда без идеологии, с набором лозунгов и тезисов, но при этом претендует на свой кусок политического пирога.

Каждая из трех сил – Яценюк, откровенный нацист Тягнибок и откровенный популист и конформист Кличко, – обладает обязательствами перед своей командой. То, что Яценюк предлагает Кличко, – это, по сути, предложение вытолкнуть его на обочину политического процесса: возьми мэра и хватит тебе, ради Бога. Для Киева это, конечно, будет катастрофа, что Кличко, что Тягнибок. Только представьте: во главе Киева – нацист! Мэр-боксер – чуть-чуть лучше. Недавно среди экспертов был социологический опрос. Меня спросили: «Кем Вы видите Кличко?» Я ответил: «Боксером, в крайнем случае – тренером». Это – его уровень.

Проведение всех этих вече – попытка, имеющая несколько целей. Первая – показать, что оппозиция может консолидированно выступить в разных областях и городах Украины, причем абсолютно разнородная, разношерстная, разновекторная: где-то есть два-три человека, где-то – структура. Сегодня этими вече оппозиция пытается консолидировать себя, создать единую структуру и посмотреть, способны ли они перейти от митингово-декларативных к полусиловым действиям. Второе – это сигнал на Запад: «мы готовы что-либо предпринять по щелчку ваших пальцев». Третье – косвенная подготовка к новым выборам, опять же рейтинг личности по областям, городам и регионам. Вот, пожалуй, для чего все это делается. Это имеет политическое, а отнюдь не социальное значение. О социуме не думает практически никто. Правительство Азарова вынуждено думать хотя бы потому, что если оно не будет, то за него это сделает улица.