Как Борис Васильев пришёл в кино
14 марта Россия простилась с человеком, чья жизнь и творчество олицетворяют целую эпоху в русской литературе и отечественном кинематографе. Речь идёт о Борисе Васильеве.
Стоит лишь назвать его имя и фамилию, и каждый вспомнит то, что стало частью нашего с вами мироощущения, общественного сознания. Если сегодня снова говорить о прекрасном и всенародно любимом творчестве Бориса Васильева, то достаточно назвать «А зори здесь тихие» и «Завтра была война». А если говорить о его «родительском произведении», то его тоже можно назвать уникальным: Борис Львович Васильев - отец Дарьи Донцовой. Творчество которой тоже стало всенародно известным.
…Что говорят сегодня об этом эпохальном писателе его гораздо более молодые коллеги?
Я обратилась к известным детским писателям, лауреатам литературной премии имени Чехова Сергею Еремееву и Андрею Тюняеву.
Андрей Тюняев: - Горькая потеря не только для нашей литературы, для нашего кино, но и для любого гражданина России, неравнодушного к прошлому, настоящему и будущему Родины. Фильм по сценарию Бориса Васильева «А зори здесь тихие» я смотрел в детстве. Так жаль этих девушек, жизни которых были зачёркнуты войной… Сейчас опять думаю даже не о безусловном масштабе писателя и кинодраматурга, а о героях его книг и фильмов. До сих пор воспринимаю их как живых людей.
Сегодня мне снова вспоминается XVII Московская международная книжная выставка-ярмарка. В тот осенний день на стенде одного из издательств Борис Львович подписывал экземпляры своих книг. Общаясь с ним, мы с Сергеем Еремеевым не ощущали какой-то дистанции. Один из самых известных современных российских писателей, лауреат большого количества всевозможных премий Борис Васильев был доброжелателен и спокоен.
С виду строгий, он оказался очень приветливым человеком… Мы тогда с ним даже сфотографировались. Причём, Борис Львович сам весело предложил и композицию снимка… Нам оставалось только согласиться.
Сергей Еремеев: - Это был боевой офицер. И мне почему-то представляется, что он, если не в творчестве, то в организации своего творчества всю жизнь оставался боевым офицером. Поверьте, работа за письменным столом порой бывает сложнее и труднее физического труда. Васильев, по моему мнению, был честен перед памятью войны. И он своим пронзительным и скорбным видением, своим талантом запечатлел то, что было ведомо лично ему и что без него могло бы остаться «за бортом» восприятия будущими поколениями Великой Отечественной войны. Я хорошо помню, что фильм «А зори здесь тихие» моментально всколыхнул всех моих родных и близких, друзей, знакомых… Всю страну он всколыхнул. А потом было шествие этого фильма по всему миру. И на людей, не знавших о войне ничего или почти ничего, снисходили светлые и одновременно горестные откровения Бориса Васильева…
И ещё. Когда мы говорим о таких людях, многим кажется, что их путь к общественному признанию был устлан розами. Ничего подобного. Борису Васильеву было уже за сорок, а фильмы по его сценариям не снимали и, судя по всему, снимать не собирались. Тогда один из друзей посоветовал ему пойти в литературу. Сказал, что оттуда, Боря, тебя приведут в кино под белые ручки. Слова оказались пророческими…
Светлана Макарова
Комментарии