Курс России относительно СНГ: интеграция или расчет?
В новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой президентом Владимиром Путиным 12 февраля 2013 года, в качестве приоритетного подтверждён курс на дальнейшее укрепление СНГ и в целом интеграцию государств постсоветского пространства.
Прочитав положения концепции, посвящённые данной теме, я вспомнил крупную международную конференцию, состоявшуюся в Дипломатической академии МИД России в уже далёком 1996 году, на тему «Интеграционные процессы в Европейском союзе и Содружестве Независимых Государств». Участвовавшие в конференции представители западноевропейских государств в один голос утверждали: на постсоветском пространстве нет и не может быть интеграции; интеграция подразумевает создание наднациональных институтов, что «невозможно, когда мы имеем дело с таким гигантом, как Россия». «СНГ, — заявляли гости из Европы, — это всего лишь механизм для более или менее цивилизованного развода бывших советских республик». Западникам очень хотелось, чтобы мы навсегда разошлись с соседями. Они болезненно воспринимали любое свидетельство того, что развод тормозится и, того хуже, появляются признаки движения в противоположном направлении, к сближению постсоветских государств.
В те годы у меня сложились хорошие отношения с послом Австралии в России. Человек он был приятный, обходительный и вроде бы с симпатией относившийся к нашей стране. Об этом свидетельствовало и то обстоятельство, что посол одобрил женитьбу сына на русской девушке, поощрял его к занятию бизнесом в Москве. Но вот как-то я встречаюсь с послом и чувствую, что он чем-то весьма расстроен. Спрашиваю, в чём дело. Посол с отчаянием в голосе восклицает: «Ну зачем Белоруссия стремится к сближению с Россией, к реинтеграции, это же так ужасно!»
Я попытался объяснить собеседнику, что такое сближение не менее естественно, чем сотрудничество Австралии с Новой Зеландией и Великобританией. Но посол мои доводы не воспринимал. Другая логика, даже у австралийца, расположенного всей душой к России. Что уж говорить о других! Все последние двадцать лет Запад только и делает, что мешает как может интеграции постсоветского пространства. Мешает и словом, и делом.И это один из факторов, который и впредь будет создавать препятствия на пути интеграции. Ещё один сдерживающий фактор — нацеленность практически всех партнёров по СНГ на многовекторность, диверсификацию связей с внешним миром. Они заинтересованы в политических, экономических и гуманитарных контактах с Западом и, строя свои отношения с Москвой, в той или иной степени оглядываются на реакцию западных стран.
Влияет и то, что молодые постсоветские государства, продолжая переживать пору становления, по-прежнему озабочены упрочением суверенитета. Они с долей настороженности подходят к интеграционным проектам, болезненно воспринимают любые, с их точки зрения, проявления менторства, подчас усматривают в конструктивных предложениях Кремля рецидивы «имперских амбиций». Мешают укреплению СНГ, конечно же, конфликты на постсоветском пространстве, трения между центральноазиатскими государствами. Причины трений весьма серьёзны и труднопреодолимы: притеснение нацменьшинств, миграция, беженцы, борьба за ресурсы, соперничество за субрегиональное лидерство. Остаются узлы напряжённости и в отношениях самой России с рядом постсоветских государств. Наиболее сложные с Грузией из-за Южной Осетии и Абхазии, с Молдавией из-за Приднестровья. С Украиной не сняты с повестки дня экономические споры. Возникают разногласия с партнёрами в Центральной Азии.
Интеграционные процессы тормозятся также потому, что до сих пор ни одна постсоветская республика не смогла создать устойчивую, динамичную модель развития, не обрела высокой привлекательности в глазах окружающих. Поэтому партнёров тянет в разные стороны.Тем не менее интеграция продолжается и будет углубляться и расширяться. В глобализирующемся мире даже страны, расположенные на противоположных концах Земли, не в состоянии прожить друг без друга. Тем более соседи должны научиться действовать сообща.
В Европе, которую веками раздирали противоречия и кровопролитные войны, сложилось самое продвинутое интеграционное объединение, исповедующее общую стратегию обеспечения безопасности и развития. В Юго-Восточной Азии научились сотрудничать в рамках АСЕАН государства со сложной историей взаимоотношений друг с другом, с разными идеологическими и религиозными предпочтениями. Набирают обороты интеграционные процессы в Северной и Южной Америке, в Южной Азии, в Африке. Присутствует понимание важности интеграции на ныне пылающем Ближнем и Среднем Востоке. Постсоветское пространство, в свою очередь, обречено на интеграцию в силу общего исторического наследия, географической близости, взаимозависимости экономик, культурной близости, схожести решаемых проблем. Интеграционные процессы будут развиваться постепенно, не без задержек, даже сбоев, но, конечно же, никакой развод нам не грозит.
Комментарии