Куда ведет оттепель с Грузией
Восстановят ли дипотношения Грузия и РФ? Парламент Грузии запретил это делать, но силы закона его резолюция не имеет. В Тбилиси надеются, что отношения восстановятся со временем, когда Москва обменяет Абхазию и Южную Осетию на некие глобальные экономические дивиденды.
Оппозиционная парламентская партия "Единое национальное движение" под руководством президента Саакашвили потребовала от новых властей конституционно закрепить внешнеполитическую ориентацию Грузии – она опасается, что страна откажется от вступления в НАТО и Евросоюз и кинется в объятия России.
Кроме того, "националы" потребовали гарантированного невступления Грузии в союзы, где доминирует Россия, и отказа от восстановления с ней дипломатических отношений до тех пор, пока Москва не отзовет признания независимости Абхазии и Южной Осетии и не выведет свои войска из этих регионов.
Правящая коалиция "Грузинская мечта" во главе с премьером Бидзиной Иванишвили оказалась в щекотливом положении – не успела она взять разбег на урегулирование отношений с Россией, отказаться от постоянного употребления словосочетания "российская оккупация", как ей подрезают крылья. И это несмотря на то, что новая власть клятвенно заверяет: единственным правильным и праведным путем для Грузии является интеграция с НАТО и Евросоюзом.
Но мудрецы-мечтатели вовремя сообразили, что требования оппозиции в той или иной форме придется удовлетворить, дабы избежать большого скандала и с оппонентами внутри страны и с Западом, который тоже стал подозревать новые грузинские власти в пророссийской ориентации. При этом у штаба Иванишвили было и есть понимание того, что одновременно надо избежать сильного раздражения России, в отношениях с которой лед все-таки тронулся.
В результате они отказались вносить клятвенные отказы и клятвенные подтверждения в Конституцию, и родилась резолюция "Об основных направлениях внешней политики" Грузии, принятие которой, за отсутствием более серьезного документа, поддержала и оппозиция. Впрочем, "финт" правящей партии мало кого обманул, и оппозиция продолжит лоббировать внесение соответствующих записей в Конституцию.
Но все же хорошая мина при плохой игре пока сохраняется: видимо, Западу надоели постоянные склоки между правительством и командой президента, и ему надо было продемонстрировать способность политиков к пресловутой "кохабитации".
Между тем резолюция все же наделала много шума, поскольку в ней, среди прочего, записано, что у Грузии не может быть дипломатических отношений с государствами, признающими независимость Абхазии и Южной Осетии. Понятно, что речь, в первую очередь, идет о России. Кроме того, Грузия не будет состоять с такими государствами в военно-политическом и таможенном союзах,
Главными задачами внешней политики в резолюции названы защита суверенитета страны, создание гарантий безопасности, "деоккупация и восстановление целостности государства в международно-признанных границах". А приоритетом внешней политики в документе значится интеграция в европейские и евроатлантические структуры с целью вступления Грузии в Евросоюз и НАТО.
Главным союзником Грузии признаны США. Что же касается России, с ней будет вестись диалог – в рамках международного Женевского формата и двусторонний: "Целью диалога является урегулирование конфликта, установление добрососедских отношений и их развитие".
Также Тбилиси полон решимости способствовать сближению позиций США, ЕС и России на Южном Кавказе – разумеется, не в ущерб собственным интересам.
Но, отметим, что по конституционному праву резолюция – это всего лишь акт, принимаемый парламентом. Она, в отличие от законопроектов, не подписывается главой государства и силу закона не имеет. Соответственно, ее можно рассматривать как документ, отражающий текущий историко-политический момент, в который время может внести свои коррективы.
Так что уверенные, но досужие разговоры о том, что Грузия отказалась от налаживания дипломатических отношений с Россией до тех пор, пока она официально не отзовет признание Абхазии и Южной Осетии, — это всего лишь разговоры. Вопрос, вероятно, будет зависеть от изменчивости политической конъюнктуры и содержания "двойного дна", которое, по сути, есть у любой резолюции.
То есть, принятие грузинским парламентом псевдорезонансного документа основано, вероятно, на золотом правиле дипломатии – "никогда не говори никогда". И грузино-российские трагизмы на почве Абхазии и Южной Осетии тоже не являются исключением из этого правила.
Россия, конечно, не отзовет признание Абхазии и Южной Осетии. Но в Тбилиси периодически звучит мнение, что с течением времени, в зависимости от внутренних процессов в этих регионах, общего фона грузино-российских отношений, новых вызовов и потребностей глобальной политики, Россия может обменять Сухуми и Цхинвали на некие весомые политико-экономические дивиденды.
Перспектива эта весьма отдаленная, но не бредовая, считают грузинские эксперты. Она может стать реальной при совпадении следующих позиций: а) Тбилиси устанавливает с абхазами и осетинами выгодные для них торгово-экономические и гражданские отношения; б) Абхазия и Южная Осетия, как стороны, получают твердые гарантии безопасности; в) для отколовшихся территорий отношения с Грузией становятся более привлекательными, чем с Россией (включая политические, экономические, гражданские, этнические и прочие свободы).
Кроме того, Запад, в частности, Евросоюз, может ввести для Абхазии и Южной Осетии политико-экономические и гражданские преференции. Однако главным условием сближения Грузии с Абхазией и Южной Осетией должен стать большой куш, который Россия получит по итогам политических разменов.
Известно, что в целом амбициозная элита Абхазии довольно болезненно рефлексирует на тему глобальной непризнанности. Есть у нее и заметные точки напряжения в отношениях с Москвой. Разумеется, она не может делать движений в сторону от России, которая содержит обе республики и защищает от Грузии. Но часть экспертов в Тбилиси полагают, что при совпадении всех вышеупомянутых факторов Москва может "подсказать" абхазам и осетинам, в какой форме и под каким "приличным" предлогом им стоит пойти на сближение с Тбилиси.
Если событиям суждено развиваться так или приблизительно так, Грузия сможет восстановить дипотношения с Россией. Впрочем, пока это не является самоцелью ни для одной из сторон.
Комментарии
-------
В тупик.
-------
Куда бы ни вела, а России пох.