Демократия на Балканах своими глазами

Несколько лет назад я был в Хорватии. Место для отдыха, конечно, на любителя. Это не песок, а камни, не шумные вечеринки и клубы, а тихий райский европейский уголок для семейного отдыха. Именно европейский, хотя страну долгое время не хотели принимать в это почетное племя. Прошлое страны давало о себе знать и сегодня дает, периодически встречающимися разрушенными во время войны постройками и немногочисленным населением. Хочу напомнить, чуть больше десяти лет назад страна была практически вся разрушена. Война на Балканах должна была оставить неизгладимый след и несомненно оставила, в душах людей, но то, с чем мне пришлось столкнуться на улицах Хорватии меня  поразило.

Город Умаг. Небольшой портовый городок на севере Хорватии. Час на теплоходе, и вы в Италии. Вместе со своим другом кинорежиссером мы присели в кафе. Говорил он. За один из столиков, на котором стояло – Reserved и большая коробка присел мужчина, лет 45, в шортах и пиджаке. Я, конечно, обратил на него внимание и спросил, мол, у вас так все ходят после 40? Какого же было мое удивление, когда мне сказали, что это мэр этого города (а городок не маленький), и каждый день он приходит именно в это кафе, садится за именно этот столик и обедает. Обязательно с красным вином. Коробка, которая стояла на столе – для писем. Все горожане знаю, где можно застать их градоначальника в обед и приносят ему жалобы. Я этот процесс увидел собственными глазами. Несколько человек действительно подошли к столику, поздоровались с мэром и каждый забросил по листку бумаги в коробку. Оказалось – это жалобы самого разного характера: автобусную остановку перенесли слишком далеко от дома, нет горячей воды, течет крыша, беспредел в полиции, сосед приехал ночью пьяным за рулем, боже, о чем они только не просят, эти хорваты.

Они недовольны буквально всем! После обеда мэр берет все эти бумаги и ходит по адресам, звонит своим помощникам, заместителям и спускает тем самым подобные прошения вниз. Хочу сразу сказать, это не единственный способ общения власти с народом. В городе существует и правительство, разные муниципалитеты и все полагающиеся современному городу организации, все это есть, но есть и это – небольшая фиеста с мэром. Мы к нашей прямой линии с главой государства относимся, с таким трепетом, а здесь каждый день такое интимное прямое включение, и не нужно телевидения и радио, мэр пообщается с Вами один на один.

По приезду в Россию я рассказывал об этом своим друзьям, и вот их реплики: «конечно будет все в порядке, если есть ежедневный страх получить по голове железной трубой от обиженного жителя». Но на деле это не так. Обиженных много, но с трубой я никого не видел. Люди жалуются и их проблемы решаются. По-моему, когда мы говорим о демократии, иногда, нужно увидеть, как она работает у соседей, у которых еще десять лет назад была война, было много убитых, много разрушенных домов, дорог, крайне острая социальная обстановка и межнациональная неприязнь и которые научились слышать друг друга, а не спорить на митингах, у кого более демократичные взгляды и за кого нужно отдать свой очередной одинокий, неуслышанный голос.