Москва предложила Кипру "сдать" владельцев офшоров

К середине года правительство объявит всеобщую мобилизацию доходов бюджета. Соответствующее поручение Минфину дал в конце февраля первый вице-премьер Игорь Шувалов. О рабочем варианте плана действий, который поступил в правительство, «Финмаркету» рассказал источник в министерстве.

Главным образом речь идет об ужесточении налогового администрирования. Причем это коснется в том числе и заграничных офшоров, принадлежащих российским коммерсантам.

Так, для получающих финансовую помощь от России заграничных низконалоговых юрисдикций, единственной из которых, как пишет издание, является Кипр, будет введено дополнительное условие. В обмен на антикризисную поддержку Москва потребует от Кипра предоставить все имеющиеся данные о российских учредителях и бенефициантах зарегистрированных на острове корпораций, трастов и фондов, а также информацию об их банковских счетах.

Между тем, по словам экспертов, для Кипра, чья экономика держится на офшорном статусе, отказаться от звания «налогового рая» означает фактически самоликвидацию.

Поэтому на столь экстраординарный шаг страна не пойдет, а у России не хватит политического веса, чтобы претворить свою волю в жизнь.

В 2011 году Кипр получил от России кредит в 2,5 миллиарда евро, однако эти деньги не спасли экономику страны, и теперь островное государство добивается от Москвы или ЕС новой помощи (как минимум 5,5 миллиарда евро) на рекапитализацию своей банковской системы и покрытие дефицита бюджета. При этом правительство Кипра согласилось пустить в страну европейских аудиторов, которые проверят банки на предмет соблюдения законодательства о противодействии отмыванию денег.

Всего в мобилизационном плане порядка 30 пунктов, среди которых, например, запрет на расчеты наличными, если речь идет о сумме свыше 300 тысяч рублей, а также предложение вменить гражданам в обязанность самостоятельно докладывать властям о наличии объектов налогообложения. Кроме того, Минфин намерен лишить нотариусов и адвокатов банковской тайны и регулярно проводить проверки «серых зарплат».