Национальная карта - "черная метка" для неугодных мэров

О борьбе за межнациональное согласие в России было уже сказано и написано много справедливых и правильных слов.

Проблема эта острая, что уж скрывать. Всякий раз, как только государство в лице спикеров разного пошиба выступает с очередной справедливой инициативой — начинаешь даже верить в его искренность. Действительно, какая может быть выгода Кремлю от всех этих безобразий? Сильнее власть в глазах граждан они не делают: домохозяйки не любят, когда по телевизору мармеладные житейские истории из передач Малахова перемежаются сводками боев с межнационального фронта. Домохозяйки ценят стабильность и за нее-то доселе любят власть.

Но, кажется, пользу в Кремле от этих безобразий все же узрели. Это ведь еще один крючок, на котором можно держать те же муниципальные власти, которые кое-где порой стали позволять себе чрезмерную самостоятельность. И вот на рассмотрение Госдумы поступил занятный законопроект, подготовленный в соавторстве рядом депутатов и сенаторов. Согласно его букве, предполагается, что ответственность за предотвращение межнациональных конфликтов на своих территориях должны будут нести муниципальные власти. Причем ответственность нешуточную — вплоть до увольнения. Этот момент можно назвать ключевым, поскольку несложно догадаться, как, в случае принятия данного законопроекта, будут решаться не такие простые кадровые вопросы на муниципальном уровне.

Прощайте, независимость и смелость в поднятии принципиальных вопросов ЖКХ наверх к губернатору, а то и повыше. Здравствуйте, лояльность и предсказуемость. Ты нужен губернатору и не злишь федеральную власть — любой реальный межнациональтный конфликт на твоей территории будет объявлен патриотической игрой в Зарницу. А если наоборот — извини, медийно раздуем межнациональный пожар из ервой попавшейся пьяной бытовухи.

Новую законодательную инициативу в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный общественно-политический деятель и публицист, председатель партии «Великая Россия» Андрей Савельев:

- Для того, чтобы межнациональный конфликт был разрешен — надо либо поддержать одну из конфликтующих сторон, либо подавить все стороны. Вопрос, какую стратегию примут те или иные региональные власти. И если федеральный центр отказывается от единой стратегии — не приведет ли это к полному хаосу, когда в одном регионе власти поддержат одни силы, в другом — прямо противоположные? Тогда искрить начнет уже между регионами. Тогда это будет поддержка сепаратистских настроений. Поэтому без концепции государственности, без концепции национальной политики (речь не о той, что была недавно утверждена президентом) наверное ничего не получится, потому что конфликты будут продолжаться.



Конфликты эти связаны с неурегулированными миграционными потоками — внутренней и внешней миграцией, с тем, что эти мигранты не адаптируются к местным условиям, не признают никаких прав у местного населения на формирование собственных гражданских общин и правил общежития — наоборот, выступают, как деструктивное начало. Если государство, как это было до сих пор, становится на сторону этих переселенцев, то видимо у нас гражданское общество будет и дальше разрушаться.

Сейчас попробуйте найти человека, который готов участвовать в муниципальных выборах — смысла никакого нет, потому что там ни выборов, ни власти. И люди становятся вообще равнодушны к муниципальной жизни, городской, государственной. Равнодушны, а то и просто враждебны к самой государственности, поскольку то же отношение видят по отношении к себе от чиновников. Посудите сами: вместо того, чтобы продвигать собственную политику, делать центр руководящим началом во всем этом процессе формирования политической нации и подавления межэтнической напряженности, федеральная власть говорит: мы вам отдаем полномочия, а дальше вы сами разбирайтесь как хотите. Главное, нас больше не беспокойте.

Но подождите, а ваши-то - кремлевской администрации и правительства — обязанности тогда какие? Все все только раздаете регионам и контролируете? Но тогда вы и вообще не нужны в ситуации раздробления государства на абсолютно автономные регионы, каждый из который по собственным методикам, по собственному усмотрению решает проблемы межнациональной напряженности. Что это как не пропаганда сепаратизма? В этой деятельности нынешних высших чиновников я вижу их прямое стремление к тому, чтобы и поменьше работать, и чтобы им из регионов докладывали, что «все спокойно, все хорошо». А что там в регионах творится в реальности, каковы межнациональные отношения, каков диалог местной власти с гражданами —эти вопросы, похоже, вообще перестали волновать федеральные власти...

Быть может авторы законопроекта уповают на главный мотиватор чиновника — страх потерять свое место? Он поможет городским и сельским главам делать действительно все возможное во избежание таких конфликтов?

- Думаю, вряд ли. Чиновники такого уровня, особенно если говорить о мэрах крупных, прекрасно знают, что случись что — из всегда прикроют клановые структуры. С другой стороны, любую активность граждан всегда можно представить межнациональным конфликтом. Легко будет в экстремизме обвинить группу людей, которые выходят на улицу с требованиями, скажем, остановить грабительский рост цен на ЖКХ. Достаточно найти группу провокаторов, спровоцировать конфликт на национальной почве — и дело в шляпе, неугодный чиновник убран.